18 марта 2017

Safety Schmafety

Eric P. Nichols (KL7AJ) on September 28, 2014
http://www.eham.net/articles/32872
Безопасность - шмезопасность

KL7YS "Young Squirt" (Young Squirt можно перевести как "юнец" - UA9UAX),  как-то недавно заскочил ко мне  на кофе, пробравшись сквозь лабиринт книжных шкафов по скрипящей лестнице вниз, в мой подвал. Я не слышал как он вошёл, поскольку мои верные наушники фирмы David Clarks были надёжно закреплены на моей черепной коробке, полностью изолируя меня от вселенной, в полной концентрации в начале 40-метрового диапазона.  Он объявил о своём появлении в шеке миганием света, быстро щелкая выключателем освещения.

Звали его Фил Леггетт, но лично я его так никогда не называл. Я даже никогда не называл его Филом. Суффикс его позывного настолько хорошо подходил ему, ну прямо как вилка PL-259 к розетке SO-239, что я иначе как по суффиксу никогда его и не называл.

"Привет Squirt," - сказал я, практически не реагируя на его появление. "Подожди, сейчас освобожусь, вот только закончу QSO с этим TA3," - солгал я.

Squirt вытряхнул из кружки несколько дохлых мух, вылил в неё остатки кофе из замызганой кофеварки, которая похрюкивала на лавке возле моей рабочей позиции, и плюхнулся на гостевой стул.  Это я научил его пить настоящий радиолюбительский кофе в настоящем шеке; он был как чистый лист бумаги, до того как первый раз пришел ко мне. Но был у него один досадный пунктик - он был просто повёрнут на технике безопасности. Однако я надеялся рано или поздно отучить его от этого.
После ТА3 я сработал ещё с шестью станциями, прежде чем подумал, что надо бы как-то развлечь моего юного гостя.  Я, наконец, снял с головы свою "череподробилку" и обратил пристальное внимание на Squirt-а.

"Хорошо, что зашёл!  У меня есть для тебя небольшая работа, если ты не против."

Отхлебнув кофе, Squirt ответил:  "Ну конечно! Польза - моё второе имя." Он отставил кружку и несколько раз повернулся кругом на стуле.

"Хорошо," - сказал я.  "Мне нужно воскресить вон тот монстрообразный самодельный усилитель, который стоИт на полу около тебя. У меня наклёвывается покупатель на него.  А так он здесь только стареет да пыль собирает. Ты можешь притащить его сюда ко мне, на скамейку?  Понимаешь - старею я, боюсь, что опять спина заклинит."

"Да, конечно," - ответил Squirt, украдкой оглядывая подвал. "У Вас есть какие-нибудь перчатки, чтобы мне надеть?"

"Боишься ручки испачкать?" - поддразнил я его.

"Нет, не хочу порезать руку об какой-нибудь острый край корпуса."

"А как ты думаешь - для чего Господь придумал бинты?" - спросил я.  "Может тебе ещё и салфеточка понадобится?"

Squirt закатил свои глаза так, как это могут делать только подростки. Я обратил его внимание на шкаф, который не открывался уже много лет, поскольку к его двери был прислонён заполненный наполовину баллон с ацетиленом.  "Возможно в том шкафу есть перчатки," - примирительно сказал я.

"Разве этот баллон не должен быть прикреплённым к чему-нибудь?" - недоверчиво спросил Squirt.  "Если он вдруг упадет, то может взорваться так, что на карте этого места не останется."

"Ну, так ты не роняй его," - предложил я.

Squirt с ненавистью взглянул на баллон с ацетиленом и начал осторожно откатывать его от шкафа. Затем он открыл дверь шкафа и заглянул внутрь; внутри на полках стояли древние бутылки с неизвестным зельем.
"А что ЭТО такое?" - спросил он, указывая на не подписанную литровую бутылку, наполовину заполненную каким-то веществом тусклого металлического цвета.

Я прищурился в неярком свете подвала.  "Да чтоб мне провалиться!..  А я всё думаю - куда моя ртуть подевалась! Я не видел эту бутылку уже лет 20, наверное!"

"Рт - т - туть?!" - заикаясь, вскричал он.  "Вы имеете в виду ртуть которая ртуть?"

"А что, бывает ещё какая-то?" - ответил я вопросом.

"Разве она не ОПАСНА?" - ахнул Squirt.

"Только если пить или нюхать её.  Ты, надеюсь, не планируешь этого делать?"

"СКОЛЬКО её тут??!!" - снова воскликнул он.

"Ну, на мой взгляд - килограммов около пятнадцати будет."

"ЗАЧЕМ кому-то может понадобиться 15 килограммов ртути??!!"

"Мне-то она не нужна. Просто вот собирал её в бутылку несколько лет. Кстати, не разбей бутылку, иначе нам понадобится целая вечность, чтобы навести порядок."

"Я.. э.. нет-нет," - ответил он с дрожью в голосе. Он перевёл взгляд на другую бутылку.  "Гм, осмелюсь спросить - а что такое "ТХМ"?"

"Да это тетрахлорметан. Очень хорошее средство, если надо почистить электрические контакты." (Тетрахлорметан - применяется в т.ч. как растворитель. Ядовит, при разложении выделяется хлор, фосген. UA9UAX)

"А разве его применение не запрещёно?!" - снова ахнул он. Уж слишком часто он ахает. Нынешнее поколение всего боится.
"Ну, если ты имеешь в виду, что его больше не продают, то это правда. Но ничего, мне моих запасов хватит на всю жизнь. Не думаю, что кто-то придёт сюда проверять - а не храню ли я тут тетрахлорметан?"

Squirt быстро захлопнул дверь шкафа, с таким видом, будто этим он предотвратил побег нескольких зомби.  "Нет там никаких перчаток," - сказал он.  Возможно, что перчатки там всё-таки были, но, как мне показалось, он просто хотел покинуть шкаф как можно быстрее.  Он также быстро прикатил баллон с ацетиленом на его прежнее место.

"Я думаю, что смогу обойтись и без перчаток," - заявил наконец он.

"Давай я тебе помогу притащить эту железяку," - предложил я. "Не такой уж я старый и дряхлый."

"Поднимайте при помощи силы ног, а не спины," - проинструктировал меня Squirt, когда я попытался поднять усилитель.  Честно говоря, последние 50 лет я поднимал разные тяжести без всяких последствий для спины, но тут я решил послушать молодую поросль, просто для прикола. Я с трудом правильно присел на корточки возле передатчика и мы переставили его на скамейку без всяких вывихов и повреждений.

"Мне кажется, что из вашего усилителя что-то вытекает," - сказал Squirt, осматривая густую субстанцию, вымазавшую его пальцы.

"Ну, я думаю, что это всего лишь трансформаторное масло," - сказал я.

"Что ещё за трансформаторное масло? Я думал, что в трансформаторах нет никакого масла.

"Да, в основном это так.  Но в некоторых больших трансформаторах, как здесь, например, для  охлаждения используют масло. Мы наливали в них "Askarel"."

"Что такое "Askarel"?"

"Это один из видов полихлорированного бифенила (ПХБ), который мы обычно раньше использовали в качестве охлаждающего масла. Энергетические компании применяли его из-за супер дешевизны." (ПХБ -органические соединения, использовались как диэлектрические жидкости в трансформаторах и конденсаторах. Высокотоксичные, канцерогенные, поражают все органы и вызывают мутации - UA9UAX)

"П - п - п - Х - х - х - Б - б - б...," - он снова начал заикаться.  "Вы имеете в виду П Х Б, это же настоящая отрава??!!"

"Немного ПХБ никому не помешает. Мне, когда я работал в радиовещании, приходилось иногда вымазываться им по самые уши.  И ничего - хвост не вырос."

Squirt смотрел на свою руку так, будто она засветилась зелёным радиоактивным цветом. Я схватил его за руку и слизнул каплю ядовитого вещества с его пальца. "Не, я ошибся - это просто минеральное масло.  У ПХБ вкус немного горьковатый. А этот усилитель оказывается моложе, чем я предполагал."

Squirt закатил глаза.  "Ну, слава Богу.  А Вы так просто безумец."

"Спасибо.  Ну а теперь давай запустим этого зверя и посмотрим что произойдёт."  Я размотал шнур питания и заметил, что у него вилка для подключения к сети 220 В. Такой розетки у меня шеке не было. (Напряжение сети в США - 120 В, но к большинству домов подведено 2 фазы, что позволяет использовать линейное напряжение 240 В. - UA9UAX)

"Ну вот, мы тут ничего не сможем поделать," - сказал Squirt голосом, в котором, как ни странно, прозвучало облегчение.

"Да ничего подобного!  Дай - ка мне пару кусков провода. Я просто подключу эту вилку к двум розеткам на разных стенах комнаты, т.е. к разным фазам."

"Чего-чего??"

"Эй, Squirt, это же просто электричество."

"А Вы разве не слышали ничего о Правилах электробезопасности??!!"

"Электробезопасность - шмелектропасность. Её придумали политиканы.  А вот закон Ома написал сам Господь Бог; ему вообще по барабану вся эта ваша электробезопасность. Подай мне вон те провода!"

Squirt неохотно подчинился, нащупал в тёмном углу два провода и протянул их мне. Я примотал один провод к штырю вилки 220 В, другой провод - ко второму штырю.  "Учись! Прям как профессионал!"

"Э-э, а нейтраль куда-то тоже надо подключить, или как...?" - спросил Squirt, лицо которого стало зеленеть.

"Да поди ничего не случится," - сказал я.  "Просто подключу удлинитель к сети, а корпус усилителя соединю с заземлением стенда. Земля - она и в Африке земля."

После подключения удлиняющих проводов, я махнул рукой на выключатель питания, располагавшийся на передней панели этой монстроподобной железяки: "Ну вот, Squirt - тебе предоставляется честь включить это."

"Нет ли у Вас метлы или бейсбольной биты, или чего-нибудь длинного, чем можно включить его? Мне хотелось бы находиться подальше от этого усилителя, в соседней комнате, например, а ещё лучше - в соседнем районе."

"Ну что ты как баба, Squirt.  Любительское радио - это хобби для настоящих мужиков!"

Squirt вздохнул, присел возле скамьи с усилителем и принял позу низкого старта в сторону двери, чтобы быстро смыться в случае необходимости. Он медленно протянул руку и, с видимым трепетом, щелкнул выключателем.  Ожил вентилятор, усилитель слегка загудел и засветился нежным оранжевым светом.
Спустя несколько мгновений жутковатое багрово - фиолетовое свечение ртутных выпрямителей озарило комнату.

"Что это такое?!" - нервно спросил Squirt, готовый выскочить из комнаты.

"Ты о чём сейчас?"

"Откуда это фиолетовое свечение?!"

"Это ртутные выпрямители."

"Так должно быть?"

"Как так?"

"Это фиолетовое свечение!  Как будто они сейчас взорвутся!"

"Просто в них происходит процесс ионизации. Всё как должно быть."

 "Может нам надо надеть свинцовые фартуки или что-то подобное?"

"Немного ультрафиолета никому ещё не повредило. Можешь даже немного позагорать."

Мы с восхищением смотрели на результат моей работы (ну, по крайней мере я так смотрел) минуту или две. И тут вдруг мы были бесцеремонно прерваны шипящим звуком, а затем громким гулом и последовавшими за ним щёлканьем и треском, а затем наступила кромешная темнота. Squirt начал кричать, как если бы он оказался в тёмном как смоль подвале, наедине с сумасшедшим  и его бесноватым линейным усилителем.

"Звоните 911!  Где аптечка?!  Мы все здесь умрём!"

"Ох, успокойся ты, Христа ради!  Просто выбило пару автоматов питания. Такие неприятности иногда случается с ртутными выпрямителями, особенно если они некоторое время не работали."

Squirt и понятия не имел, что я подготовился именно к такому случаю. На полке над моим рабочим местом стоял заряженный электролитический конденсатор 300 мкФ на 450 В. Я точно знал где он, даже в темноте. Под рукой также лежала отвёртка с хорошей изолированной ручкой.

Я прошептал в темноте: "Тсс... ты ничего не слышишь?"

"Нет. А что..?" - нервно спросил Squirt.

"Слушай...  очень внимательно..." Я поднёс к контактам конденсатора отвёртку и - БАБАХ!!  Раздался хлопок, равный по силе взрыву большой петарды.  Яркая белая дуга всего на долю секунды осветила комнату, но я успел заметить выражение ужаса на лице Squirt-а, прежде чем он с глухим стуком упал в обморок на холодный пол.

~~~~~~~~~~~~~

Не знаю почему, но Squirt больше не заходит ко мне.  Возможно он слишком занят на семинарах по технике безопасности или чем-то вроде того. Ну ничего, я надеюсь, что за воротами полно ещё других начинающих радиолюбителей, которым нужен опытный наставник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)