17 июля 2018

RFF-091, UNAN, KK-51 и о пользе предохранителей


В комментарии к рассказу о предыдущей поездке Серго подверг меня критике: «Свозил бы Галю на курорт, а то таскаешь ее по всяким е..ням, турист-беспредельщик…» 
Ну что ж, на курорт, так на курорт, как скажете.

Выпало несколько свободных от работы дней, решили съездить в Хакасию, на Шира. Это место у нас, в Сибири, считается курортом.
Задача была простая – доработать до сотни связей аэродром UNAI, который в прошлый раз не удалось полностью активировать из-за начавшейся сильной грозы и ливня.
Кроме того, в этом году клубу RRC исполняется 25 лет. По этому случаю члены клуба (а мой членский номер 834) активны различными специальными позывными. Я решил, после согласования с Евгением, RZ3EC, поработать позывным R25RRC (QSL via RZ3EC) из Хакасского заповедника, RFF-091.
Ну и последнее по счёту, но не по значению, вновь встретиться со своим старым знакомым Анатолием Ивановичем, RD0WA. Он всё жаловался в последнее время по телефону на отсутствие дождей, картошка не растёт, надо помочь :)

Все 10 дней, что был на работе, жара стояла за 30о С. Но стоило только приступить к отдыху – резко похолодало. Утром 05.07.2018 г, перед выездом, термометр показывал всего 8 градусов тепла, периодически моросит дождик. 
Поехали по давно проторенному маршруту Кемерово – Тисуль – Шарыпово – Ужур и к 3 часам дня добрались до села Шира, к гостеприимному RD0WA. Устроились на ночлег и я, не теряя времени, поехал в заповедник.
Хакасский заповедник состоит из нескольких разбросанных по республике участков. Самым удобным местом для работы был участок «Озеро Иткуль». Участок охватывает береговую зону и всю территорию озера. Территория суши вытянута в юго-восточном направлении на 8 км от озера. Озеро Иткуль – крупный пресный водоём площадью 2,3 тыс. га., используется для водоснабжения пос. Жемчужный. Граница заповедной территории проходит по так называемой Вершине 9-ти Озёр, на которую ведёт грунтовая дорога. Высота – более 640 метров, виды с вершины открываются просто обалденные.
Правда и ветер там тоже весьма приличный, машина иногда трясётся. 
Периодически на вершину заезжают отдыхающие с селфи-палками, фотографируются вокруг машины. 
Галя вот тоже не удержалась :)
Как ни странно, но в границах заповедника оказались и садовые участки, прямо на берегу озера.
Первое QSO провёл в 08:49 с JF7XKY. Через пару часов работы решил спуститься с горы, съездить на ужин и, затем, вернуться обратно. Внизу, у съезда с трассы, местные жители продавали небольших раков, которых тут же и варили. Я в раках совсем ничего не понимаю, но соблазнился на их красивый красный цвет. 
Хитрозадая «ширинка» (т.е. жительница Ширы) как-то очень ловко подсунула мне двух «одноруких» раков, а мясо у них, как выяснилось, именно в клешнях и находится :)
Планам поработать ещё в этот день сбыться было не суждено…
В Хакасии повсюду можно увидеть в степи и вдоль дорого вот такие «кочки» с очень твёрдыми листьями. Как-то раз я такую колесом переехал пару раз, а ей хоть бы что.
RD0WA называет их «пикульками» и утверждает, что по весне они расцветают фиолетовыми цветками.

06.07.2018. С утра опять поехал на гору работать спецпозывным. Не смотря на прошедший ночью дождь, который приехал вслед за нами к RD0WA, каменистая дорога на вершину была вполне проезжей. 
На вершине лежит камень, весь разукрашенный и слегка обсыпанный мелочью. 
На соседнем склоне туристы камнями выкладывают название мест, откуда они приехали. Можно разобрать – Таймыр, Ачинск, Канск, Североморск, ну и, конечно же, Шира. 
Вот она, внизу. Прохождение не баловало, за два часа провёл всего около 50 связей и решил ехать на аэродром.
Остановился на перекрёстке, где трасса пересекалась с подъездной дорогой к бывшему аэропорту, квадрат NO54BN.
Поначалу всё было нормально, но примерно в 04:30 UTC начался сильный дождь, а вместе с ним  треск и сильное шипение. Я просто-напросто перестал кого-либо слышать :(
В это время позвонил R8IA, сказал, что зовёт меня уже 15 минут, но всё безрезультатно.
Через полчаса дождь стих, вместе с ним пропали и треск и шипение. Провёл около 80 связей и решил, что этого будет достаточно для полной активации  UNAI.
День был в разгаре, погода – так себе, попрощавшись с RD0WA, поехали осматривать местный музей. 
Во все предыдущие поездки никак не получалось совпасть с его расписанием работы. На этот раз повезло. Более того – народу было неожиданно много. Отдыхающие приехали купаться в озёрах, но погода погнала их по музеям и достопримечательностям.
В Ширинском музее есть свои «изюминки».  
Макет хакасской юрты не впечатлил, видали и получше.
Обырас – икона. Часть хакасов принимала православие.
Предназначение деревянной кувалды у входа осталось нераскрытым.
Таштыкский склеп. Хакасы хоронили своих усопших в склепах, складывали покойников на полки, делали им погребальные маски.
Это какой-то ювелир, возможно иностранный китаец.
А эту женщину все не любили, маска у неё вымазана чёрной краской.
Всё равно не понимаю я этих археологов. Зачем раскапывать могилы? Неужели  их самих не беспокоит возможность оказаться раскопанными через 500 лет и быть зачисленными в штат экспонатов какого-нибудь захолустного музея?
Специальный камень, исполняющий желания. Для того, чтобы это сработало, женщина должна загадать желание и коснуться камня в определённых местах головой, рукой и коленкой. 
Все посетительницы музея начали прикладываться к камню, невзирая на социальное положение и образование. Мужчины тоже могут пользовать этот камень, но поза должна быть иной :)
Идолище бревенчатое.
Ну и совсем уж уникальный экспонат – человеческая рука. При разграблении кургана много лет назад останки разбросали, но одна рука завалились за камень и хорошо сохранилась. Теперь вот в музее лежит.
Насладившись просмотром экспонатов, поехали дальше, в Красноярский край, Новосёлово, KK-51, искать заброшенный аэропорт UNAN. Перед селом закончился бензин. Цена 92-го бензина в 41.60 вызвала в душе лёгкий протест. На следующей заправке бензина не было вовсе.  На третьей заправке смирился и залил полбака. Мы тут в Кузбассе ворчим, что бензин дорогой – по 40.20, а Красноярскнефтепродукт вообще не церемонится, цена на 1 руб 40 коп выше, чем у нас!
UNAN находится сразу в трёх квадратах, найти не получилось. Решил остановиться в одном из квадратов, NO55LA, прямо на дороге.
Тут надо отметить ещё пару местных красноярских особенностей. Во-первых, все поля распаханы под самую дорогу и очень мало съездов с дороги в эти поля. И вообще окружающие пейзажи очень походили на картинку рабочего стола Windows  – зелёные холмы.
Во-вторых, имеющиеся съезды в поля дорожниками никак не облагорожены, в лучшем случае чуть-чуть щебёнкой посыпаны. После прошедших дождей это выглядит как глубокая лужа, переходящая в грязное месиво и далее в такую же грязную полевую дорогу. Сельхозтехника, выезжающая с полей, выносит на колесах кучи грязи на асфальт. Найти место для работы не всегда просто.
Во время развёртывания произошел очень неприятный случай. Установил и подключил антенну, прикрутил шнур питания трансивера к аккумулятору машины, попробовал включить свой Кенвуд, но тот отказался включаться. В задумчивости начал всё проверять, и тут меня аж в жар бросило – провода на аккумуляторе были прикручены неправильно, + и – попутаны. Ну вот и всё – промелькнуло в голове, приехали. Поменял провода местами, попробовал включить, и, о чудо,  - приёмник заработал! Обрадовался, но рано, при нажатии на ключ срабатывала защита трансивера и он отключался.
Такое случалось и раньше, когда терялся контакт в разъёме питания. Пошевелил разъем – вроде всё нормально. Завёл машину – трансивер заработал и на передачу. Правда при этом  звук самоконтроля телеграфа был какой-то странный, поквакивающий. Разбираться времени уже не было, начал работать. За час провёл 45 связей и поехали мы дальше, в Ужур.
В Ужуре нас уже ждали гостеприимные Виктор Иванович, UA0AAA и его супруга Надежда Степановна, а также чудесная баня.
 06.07.2018. Предстояло проехать по треугольнику Ужур – Новосёлово – Балахта – Ужур, со сторонами примерно по 100 км. В Новосёлово хотелось найти-таки этот заброшенный UNAN. Первый же встреченный  на заправке местный житель путался с направлением на аэродром и сказал, что полосу вроде бы распахали. Попробовал поискать самостоятельно – не получилось. Тогда решил поехать в Новосёлово, оттуда должна была сохраниться дорога на местный аэропорт. И тут мне пришла в голову блестящая идея. Непонятно, как я раньше-то до этого не додумался. 
Я включил на планшете гуглокарты в режиме Спутник, нашел аэродром и себя и начал постепенно приближаться по дороге, постоянно контролируя своё положение на планшете. Дорога на аэропорт выглядела неважнецки, по сторонам всё распахано и посажено. Последние 100 метров преграждали две огромные лужи, слава Богу, с крепким дном от старой щебёночной дороги. 
Последний поворот, и вот она полоса! Заросшая травой , но ещё целая :)
Опять подключил аппаратуру, повторились вчерашние проблемы  - работа на передачу только при включенном двигателе и странный сигнал самоконтроля. Разъемы в порядке, решил проверить предохранители на шнуре питания и офигел – сгорел предохранитель по минусовому проводу питания!
Несколько лет назад, когда мы зимой катались с Виктором, RA9ODR, по Новосибирской области и Алтайскому краю, я подглядел у него один интересный момент – он всегда соединял толстым проводом основание на трёх магнитах с корпусом автомобиля. Когда я спросил его – для чего это, Виктор ответил, что так должно быть лучше, во всяком случае – хуже не будет. Когда я купил себе такое основание и набор антенн, то тоже сделал клемму для быстрого подключения провода соединения с корпусом авто. Ну так, на всякий случай. И вот этот случай наступил. При попытке неправильного подключения провода питания к аккумулятору просто сгорел предохранитель в минусовом проводе. А при последующем правильном соединении питание обеспечивалось при помощи этого самого дополнительного проводка. Правда в моём случае проводок оказался недостаточно толстым, отсюда отключения при работе на передачу и «похрюкивания». Разобрал держатель предохранителя, подручными средствами скрутил провода – и всё заработало!  
За час с небольшим провёл все недостающие связи  и поехал дальше, в Балахту, KK-25, XNBA.
Найти аэродром оказалось несложно. Воспользовался тем же способом, и, практически без остановки, добрался до взлётной полосы.
В середине полосы нарисован знак для посадки вертолётов, возле которого я и расположился. 
И ещё одна странность – на полосе, поверх бетонных плит уложены две параллельные асфальтовые полосы. Для чего – не знаю, возможно, какие-то гонки на четверть мили здесь устраивают.
В KK-25 начал, почему-то, с SSB, обычно работаю только CW. Первым был RA3TKS. Кстати, если кому надо SSB – не ждите и позвоните, попробуем связаться. Но не очень люблю я этот вид, маловата у меня энергетика, да и помехи от машины присутствуют.
Вскоре позвал Андрей, UA0BA. Это важно, недавно я не смог до него дозвониться. Как оказалось, он поменял номера телефонов на красивые, оканчивающиеся на 7373 и 8873. Он прямо в эфире продиктовал свои новые номера, которые я и записал в журнал. За два с небольшим часа район и аэродром были активированы, провёл последнюю связь с UN7JKA и поехал в Ужур.
В Ужуре уже ждал вкусный ужин и банька :)
В мастерской Виктора Ивановича нашлось всё необходимое для ремонта сгоревшего предохранителя – даже самодельный миниатюрный сверлильный станок. 
На столе у UA0AAA стоят два трансивера. FT-897 круглосуточно настроен на 144 550. Разговаривать здесь особо не с кем, но, как пояснил Виктор, – «вдруг кто-то мимо проезжать будет, или помощь кому-нибудь какая понадобится». Надежда Степановна, супруга Виктора Ивановича, фотографироваться отказалась по причине природной скромности. Её жизненной энергии и положительному заряду можно только позавидовать. В её огороде не найти ни травинки сорняка, всё продумано и обихожено. 

Ещё одно её увлечение – вышивка бисером и крестиком. Качество фотографий оставляет желать лучшего, но, уж поверьте, работа очень хорошая.
Вечером немного поработал телеграфом как UA9UAX/p  из KK-61

07.07.2018. Осталось последнее дело – Кристиан, EA3NT, попросил поработать из последнего для него для него района Кемеровской области – Тисульского, KE-41. Попасть в него можно только специально, либо следуя короткой (но не самой хорошей) дорогой в Шарыпово, Красноярского края. По расчётам Кристиана, прохождение на Испанию должно было появиться не ранее 04:30 UTC, т.е. в 11:30 местного времени. Пришлось оттягивать время отъезда, ехать не торопясь, благо плохие дороги в Ужурском районе этому способствовали.
Не доезжая немного до Шарыпово на обочине увидел вот такой «пепелац» с пропеллером. На переднем стекле красовалась наклейка: «Девчонки! Прыгайте ко мне!» Водитель странного бородатого вида махал рукой, номера были кемеровскими, ну я и остановился. Оказывается, этот странный водитель был из местных, про Кемеровскую область ничего не знал, здесь он в одиночку проводил полевые испытания этого уродца, в результате которых «пепелац» разрядил аккумулятор и съел весь бензин, разрядился телефон, после чего все они заночевали в полях. Нужен был либо литр бензина, либо доставить водителя с канистрой до Шарыпова. Попытка высосать из бака немного бензина успехом не увенчалась, зато бородач его напился и сильно пропах. Пришлось перебросать вещи на заднем сиденье и освободить немного места. В Шарыпово наш нежданный попутчик вышел и побрёл искать родственников, т.к. денег на бензин у него тоже не было.
Так, неторопливо, к назначенному времени мы прибыли в Тисуль. В 04:37 провёл первую связь с SM0CXS, вскоре позвал и UA0BA. Заканчивалась последняя страничка в моём бумажном логе, а Кристиана всё не было. Тогда я позвонил Андрею, продиктовал ему е-мэйл EA3NT и попросил отправить Кристиану сообщение с указанием моей частоты. Ну, просто надеялся, что он уже не спит и ищет меня :)  И вот, в 04:49 услышал его позывной и EA3NT появился в логе. Минут через пять пришла СМС от UA0BA. Андрей просил подтвердить информацию, которую Кристиан сообщил ему – связь проведена.
Доработал до самого низа последней страницы, UX1IM досталось место уже в самом последнем уголке бумажного лога :)
Дальше было всё как обычно, предстояло только добраться до дома. В итоге за 4 дня неспешно преодолели более полторы тысячи километров, активированы один заповедник, три аэродрома и пара новых для меня районов.

Спасибо всем за зов и споты! Отдельное спасибо RD0WA, а также UA0AAA и его супруге за душевное тепло и гостеприимство!
Ну и, традиционно, до встречи ещё откуда-нибудь!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)