В комментарии к рассказу о предыдущей поездке Серго подверг меня критике: «Свозил бы Галю на курорт, а то таскаешь ее по всяким
е..ням, турист-беспредельщик…»
Ну что ж, на курорт, так на курорт, как скажете.
Выпало несколько свободных от работы дней, решили съездить в
Хакасию, на Шира. Это место у нас, в Сибири, считается курортом.
Задача была простая – доработать до сотни связей аэродром
UNAI, который в прошлый раз не удалось полностью активировать из-за начавшейся
сильной грозы и ливня.
Кроме того, в этом году клубу RRC исполняется 25 лет. По
этому случаю члены клуба (а мой членский номер 834) активны различными
специальными позывными. Я решил, после согласования с Евгением, RZ3EC,
поработать позывным R25RRC (QSL via RZ3EC) из Хакасского заповедника, RFF-091.
Ну и последнее по счёту, но не по значению, вновь
встретиться со своим старым знакомым Анатолием Ивановичем, RD0WA. Он всё
жаловался в последнее время по телефону на отсутствие дождей, картошка не
растёт, надо помочь :)
Все 10 дней, что был на работе, жара стояла за 30о С.
Но стоило только приступить к отдыху – резко похолодало. Утром 05.07.2018 г,
перед выездом, термометр показывал всего 8 градусов тепла, периодически моросит
дождик.
Поехали по давно проторенному маршруту Кемерово – Тисуль – Шарыпово –
Ужур и к 3 часам дня добрались до села Шира, к гостеприимному RD0WA. Устроились
на ночлег и я, не теряя времени, поехал в заповедник.
Хакасский заповедник состоит из нескольких разбросанных по
республике участков. Самым удобным местом для работы был участок «Озеро
Иткуль». Участок охватывает береговую зону и всю территорию озера. Территория
суши вытянута в юго-восточном направлении на 8 км от озера. Озеро Иткуль –
крупный пресный водоём площадью 2,3 тыс. га., используется для водоснабжения
пос. Жемчужный. Граница заповедной территории проходит по так называемой
Вершине 9-ти Озёр, на которую ведёт грунтовая дорога. Высота – более 640 метров , виды с
вершины открываются просто обалденные.
Правда и ветер там тоже весьма приличный, машина иногда трясётся.
Периодически на вершину заезжают отдыхающие с селфи-палками, фотографируются вокруг
машины.
Галя вот тоже не удержалась :)
Как ни странно, но в границах заповедника оказались и
садовые участки, прямо на берегу озера.
Первое QSO провёл в 08:49 с JF7XKY. Через пару часов работы решил
спуститься с горы, съездить на ужин и, затем, вернуться обратно. Внизу, у
съезда с трассы, местные жители продавали небольших раков, которых тут же и
варили. Я в раках совсем ничего не понимаю, но соблазнился на их красивый
красный цвет.
Хитрозадая «ширинка» (т.е. жительница Ширы) как-то очень ловко
подсунула мне двух «одноруких» раков, а мясо у них, как выяснилось, именно в
клешнях и находится :)
Планам поработать ещё в этот день сбыться было не суждено…
В Хакасии повсюду можно увидеть в степи и вдоль дорого вот
такие «кочки» с очень твёрдыми листьями. Как-то раз я такую колесом переехал
пару раз, а ей хоть бы что.
RD0WA называет их «пикульками» и
утверждает, что по весне они расцветают фиолетовыми цветками.
06.07.2018. С утра опять поехал на гору работать
спецпозывным. Не смотря на прошедший ночью дождь, который приехал вслед за нами
к RD0WA, каменистая дорога на вершину была вполне проезжей.
На вершине лежит
камень, весь разукрашенный и слегка обсыпанный мелочью.
На соседнем склоне
туристы камнями выкладывают название мест, откуда они приехали. Можно разобрать – Таймыр, Ачинск, Канск, Североморск, ну и, конечно же, Шира.
Вот она, внизу. Прохождение
не баловало, за два часа провёл всего около 50 связей и решил ехать на
аэродром.
Остановился на перекрёстке, где трасса пересекалась с
подъездной дорогой к бывшему аэропорту, квадрат NO54BN.
Поначалу всё было нормально, но примерно в 04:30 UTC начался
сильный дождь, а вместе с ним треск и
сильное шипение. Я просто-напросто перестал кого-либо слышать :(
В это время позвонил R8IA, сказал, что зовёт меня уже 15 минут,
но всё безрезультатно.
Через полчаса дождь стих, вместе с ним пропали и треск и
шипение. Провёл около 80 связей и решил, что этого будет достаточно для полной
активации UNAI.
День был в разгаре, погода – так себе, попрощавшись с RD0WA, поехали осматривать местный музей.
Во
все предыдущие поездки никак не получалось совпасть с его расписанием работы.
На этот раз повезло. Более того – народу было неожиданно много. Отдыхающие
приехали купаться в озёрах, но погода погнала их по музеям и достопримечательностям.
В Ширинском музее есть свои «изюминки».
Макет хакасской юрты не впечатлил, видали и
получше.
Обырас – икона. Часть хакасов принимала православие.
Предназначение деревянной кувалды у входа осталось
нераскрытым.
Таштыкский склеп. Хакасы хоронили своих усопших в склепах,
складывали покойников на полки, делали им погребальные маски.
Это какой-то ювелир, возможно иностранный китаец.
А эту женщину все не любили, маска у неё вымазана чёрной
краской.
Всё равно не понимаю я этих археологов. Зачем раскапывать
могилы? Неужели их самих не беспокоит
возможность оказаться раскопанными через 500 лет и быть зачисленными в штат
экспонатов какого-нибудь захолустного музея?
Специальный камень, исполняющий желания. Для того, чтобы это
сработало, женщина должна загадать желание и коснуться камня в определённых
местах головой, рукой и коленкой.
Все посетительницы музея начали
прикладываться к камню, невзирая на социальное положение и образование. Мужчины
тоже могут пользовать этот камень, но поза должна быть иной :)
Идолище бревенчатое.
Ну и совсем уж уникальный экспонат – человеческая рука. При
разграблении кургана много лет назад останки разбросали, но одна рука
завалились за камень и хорошо сохранилась. Теперь вот в музее лежит.
Насладившись просмотром экспонатов, поехали дальше, в
Красноярский край, Новосёлово, KK-51, искать заброшенный аэропорт UNAN. Перед
селом закончился бензин. Цена 92-го бензина в 41.60 вызвала в душе лёгкий
протест. На следующей заправке бензина не было вовсе. На третьей заправке смирился и залил полбака.
Мы тут в Кузбассе ворчим, что бензин дорогой – по 40.20, а
Красноярскнефтепродукт вообще не церемонится, цена на 1 руб 40 коп выше, чем у
нас!
UNAN находится сразу в трёх квадратах, найти не получилось.
Решил остановиться в одном из квадратов, NO55LA,
прямо на дороге.
Тут надо отметить ещё пару местных красноярских
особенностей. Во-первых, все поля распаханы под самую дорогу и очень мало
съездов с дороги в эти поля. И вообще окружающие пейзажи очень походили на картинку
рабочего стола Windows – зелёные холмы.
Во-вторых, имеющиеся съезды в поля дорожниками никак не
облагорожены, в лучшем случае чуть-чуть щебёнкой посыпаны. После прошедших
дождей это выглядит как глубокая лужа, переходящая в грязное месиво и далее в такую
же грязную полевую дорогу. Сельхозтехника, выезжающая с полей, выносит на
колесах кучи грязи на асфальт. Найти место для работы не всегда просто.
Во время развёртывания произошел очень неприятный случай.
Установил и подключил антенну, прикрутил шнур питания трансивера к аккумулятору
машины, попробовал включить свой Кенвуд, но тот отказался включаться. В
задумчивости начал всё проверять, и тут меня аж в жар бросило – провода на
аккумуляторе были прикручены неправильно, + и – попутаны. Ну вот и всё –
промелькнуло в голове, приехали. Поменял провода местами, попробовал включить,
и, о чудо, - приёмник заработал! Обрадовался,
но рано, при нажатии на ключ срабатывала защита трансивера и он отключался.
Такое случалось и раньше, когда терялся контакт в разъёме
питания. Пошевелил разъем – вроде всё нормально. Завёл машину – трансивер заработал
и на передачу. Правда при этом звук
самоконтроля телеграфа был какой-то странный, поквакивающий. Разбираться
времени уже не было, начал работать. За час провёл 45 связей и поехали мы дальше,
в Ужур.
В Ужуре нас уже ждали гостеприимные Виктор Иванович, UA0AAA
и его супруга Надежда Степановна, а также чудесная баня.
06.07.2018.
Предстояло проехать по треугольнику Ужур – Новосёлово – Балахта – Ужур, со
сторонами примерно по 100 км .
В Новосёлово хотелось найти-таки этот заброшенный UNAN. Первый же встреченный на заправке местный житель путался с
направлением на аэродром и сказал, что полосу вроде бы распахали. Попробовал
поискать самостоятельно – не получилось. Тогда решил поехать в Новосёлово,
оттуда должна была сохраниться дорога на местный аэропорт. И тут мне пришла в
голову блестящая идея. Непонятно, как я раньше-то до этого не додумался.
Я
включил на планшете гуглокарты в режиме Спутник, нашел аэродром и себя и начал
постепенно приближаться по дороге, постоянно контролируя своё положение на
планшете. Дорога на аэропорт выглядела неважнецки, по сторонам всё распахано и
посажено. Последние 100
метров преграждали две огромные лужи, слава Богу, с
крепким дном от старой щебёночной дороги.
Последний поворот, и вот она полоса!
Заросшая травой , но ещё целая :)
Опять подключил аппаратуру, повторились вчерашние
проблемы - работа на передачу только при
включенном двигателе и странный сигнал самоконтроля. Разъемы в порядке, решил
проверить предохранители на шнуре питания и офигел – сгорел предохранитель по
минусовому проводу питания!
Несколько лет назад, когда мы зимой катались с Виктором,
RA9ODR, по Новосибирской области и Алтайскому краю, я подглядел у него один интересный
момент – он всегда соединял толстым проводом основание на трёх магнитах с
корпусом автомобиля. Когда я спросил его – для чего это, Виктор ответил, что
так должно быть лучше, во всяком случае – хуже не будет. Когда я купил себе
такое основание и набор антенн, то тоже сделал клемму для быстрого подключения
провода соединения с корпусом авто. Ну так, на всякий случай. И вот этот случай
наступил. При попытке неправильного подключения провода питания к аккумулятору
просто сгорел предохранитель в минусовом проводе. А при последующем правильном
соединении питание обеспечивалось при помощи этого самого дополнительного
проводка. Правда в моём случае проводок оказался недостаточно толстым, отсюда
отключения при работе на передачу и «похрюкивания». Разобрал держатель
предохранителя, подручными средствами скрутил провода – и всё заработало!
За час с небольшим провёл все недостающие
связи и поехал дальше, в Балахту, KK-25,
XNBA.
Найти аэродром оказалось несложно. Воспользовался тем же
способом, и, практически без остановки, добрался до взлётной полосы.
В середине полосы нарисован знак для посадки вертолётов,
возле которого я и расположился.
И ещё одна странность – на полосе, поверх бетонных
плит уложены две параллельные асфальтовые полосы. Для чего – не знаю, возможно,
какие-то гонки на четверть мили здесь устраивают.
В KK-25 начал, почему-то, с SSB, обычно работаю только CW.
Первым был RA3TKS. Кстати, если кому надо SSB – не ждите и позвоните, попробуем
связаться. Но не очень люблю я этот вид, маловата у меня энергетика, да и
помехи от машины присутствуют.
Вскоре позвал Андрей, UA0BA. Это важно, недавно я не смог до
него дозвониться. Как оказалось, он поменял номера телефонов на красивые,
оканчивающиеся на 7373 и 8873. Он прямо в эфире продиктовал свои новые номера,
которые я и записал в журнал. За два с небольшим часа район и аэродром были
активированы, провёл последнюю связь с UN7JKA и поехал в Ужур.
В Ужуре уже ждал вкусный ужин и банька :)
В мастерской Виктора Ивановича нашлось всё необходимое для
ремонта сгоревшего предохранителя – даже самодельный миниатюрный сверлильный
станок.
На столе у UA0AAA стоят два трансивера. FT-897 круглосуточно настроен
на 144 550. Разговаривать здесь особо не с кем, но, как пояснил Виктор, –
«вдруг кто-то мимо проезжать будет, или помощь кому-нибудь какая понадобится». Надежда
Степановна, супруга Виктора Ивановича, фотографироваться отказалась по причине
природной скромности. Её жизненной энергии и положительному заряду можно только
позавидовать. В её огороде не найти ни травинки сорняка, всё продумано и
обихожено.
Ещё одно её увлечение – вышивка бисером и крестиком. Качество
фотографий оставляет желать лучшего, но, уж поверьте, работа очень хорошая.
Вечером немного поработал телеграфом как UA9UAX/p из KK-61
07.07.2018. Осталось последнее дело – Кристиан, EA3NT, попросил поработать из
последнего для него для него района Кемеровской области – Тисульского, KE-41.
Попасть в него можно только специально, либо следуя короткой (но не самой
хорошей) дорогой в Шарыпово, Красноярского края. По расчётам Кристиана,
прохождение на Испанию должно было появиться не ранее 04:30 UTC, т.е. в 11:30
местного времени. Пришлось оттягивать время отъезда, ехать не торопясь, благо
плохие дороги в Ужурском районе этому способствовали.
Не доезжая немного до Шарыпово на обочине увидел вот такой
«пепелац» с пропеллером. На переднем стекле красовалась наклейка: «Девчонки! Прыгайте ко
мне!» Водитель странного бородатого вида махал рукой, номера были кемеровскими,
ну я и остановился. Оказывается, этот странный водитель был из местных, про
Кемеровскую область ничего не знал, здесь он в одиночку проводил полевые испытания этого
уродца, в результате которых «пепелац» разрядил аккумулятор и съел весь бензин, разрядился телефон, после чего все они заночевали в полях.
Нужен был либо литр бензина, либо доставить водителя с канистрой до Шарыпова.
Попытка высосать из бака немного бензина успехом не увенчалась, зато бородач
его напился и сильно пропах. Пришлось перебросать вещи на заднем сиденье и
освободить немного места. В Шарыпово наш нежданный попутчик вышел и побрёл
искать родственников, т.к. денег на бензин у него тоже не было.
Так, неторопливо, к назначенному времени мы прибыли в
Тисуль. В 04:37 провёл первую связь с SM0CXS, вскоре позвал и UA0BA. Заканчивалась последняя страничка в моём бумажном логе, а
Кристиана всё не было. Тогда я позвонил Андрею, продиктовал ему е-мэйл EA3NT и
попросил отправить Кристиану сообщение с указанием моей частоты. Ну, просто
надеялся, что он уже не спит и ищет меня :)
И вот, в 04:49 услышал его позывной и EA3NT появился в логе. Минут через
пять пришла СМС от UA0BA. Андрей просил подтвердить
информацию, которую Кристиан сообщил ему – связь проведена.
Доработал до самого низа последней страницы, UX1IM досталось
место уже в самом последнем уголке бумажного лога :)
Дальше было всё как обычно, предстояло только добраться до
дома. В итоге за 4 дня неспешно преодолели более полторы тысячи километров,
активированы один заповедник, три аэродрома и пара новых для меня районов.
Спасибо всем за зов и споты! Отдельное спасибо RD0WA, а также UA0AAA и его супруге за
душевное тепло и гостеприимство!
Ну и, традиционно, до встречи ещё откуда-нибудь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)