31 июля 2017

HA, KK

Если судить по меркам RDA, то это была изумительно бестолковая поездка. Только на бензин потрачено 8 500 руб, проехал почти 2 700 км, а активировал всего три новых для себя районов. Планировавшийся отдых на озёрах не сложился из-за дождей по нескольку раз в день и отсутствию тепла. В минус надо отнести помятое заднее крыло автомобиля (не заметил спрятавшийся в кустах столб), проблемы с глушителем (прогорел резонатор) и вымазанную какой-то гадкой смесью мазута и гудрона машину.
 Из плюсов - удалось ещё раз увидеть необычную красоту Хакасии, активировать несколько новых аэродромов, кому-то , возможно, пригодились и RDA. Ну а провести время в путешествии со своими близкими - это тоже немалого стОит.


Утром 17 июля 2017 г экипаж RDA-мобиля отправился в очередной раз покорять просторы Сибири, в этот раз Хакасии и Красноярского края. Кроме меня, на этот раз в состав экипажа входили 2 женщины – жена и её школьная подруга (она же кума, из Омска), у которой приключился отпуск. У меня был всего лишь недельный перерыв в работе, поэтому путешествие обещало быть насыщенным и необычным. Вообще первоначально планировалось доехать до Шира и отдыхать там на солёных озёрах, осуществляя оттуда набеги на ещё не отработанные RDA. Но, по мере приближения срока выезда, прогнозы погоды становились всё более неутешительными, пришлось разработать план Б – едем куда-нибудь, смотрим красоты и достопримечательности, по возможности отрабатываем какие-нибудь RDA.  План-минимум включал в себя отработку Абакана (и на этом вся Хакасия объявлялась активированной) и Минусинска (поскольку это рядом). Ещё мне не давали покоя HA-11 (54 QSOs в автозачёте моим позывным), HA-12 (97 QSOs) и KK-46 (93 QSOs). Все они у меня уже были зачтены Романом, но «осадочек оставался» :)

Первые «необычности» нашего путешествия начали проявляться после выезда подальше от промышленных центров: «Какие красивые желтые (синие, красные, зелёные и т.д.) цветочки, надо непременно здесь сфотографироваться!» Или «Какая интересная берёза (скала, камень, река, гора)!»

Так, с остановками, добрались до Ужура, к Виктору, UA0AAA, которому я давно уже пообещал привести антенну на автомобиль.  Переделанная из СВ антенны, она работает на 20 и 17 м, но короткая и не супер-эффективная. Но я с ней когда-то начинал, а ныне она без дела пылилась в гараже. Пока женщины общались с гостеприимной хозяйкой Надеждой, мы с Виктором выехали в ЗАТО Солнечный, откуда он провёл несколько связей как UA0AAA/m.

Не очень удачное фото, что-то я расслабился. Шнур питания у аппарата Виктора оказался коротким, пришлось ставить трансивер прямо на торпедо. Зато подключение к аккумулятору он сделал при помощи 50-амперных соединителей Anderson Power. Я прямо обзавидовался,  один щелчок и питание подключено, не надо тратить лишнее время. Да и при переездах между районами удобно отключать.
Перекусив вкусными блинами (Надежда их по своему рецепту делает) и попрощавшись с гостеприимными хозяевами тронулись дальше.

Очень важная и ответственная фотосессия. Кума никогда раньше в Хакасии не была, и, по простоте своей, всем на работе похвасталась, что едет отдыхать в Абхазию…  :)
Мама её пошла дальше и всем в деревне сообщила, что дочь поехала в Хорватию… :))
Надеюсь, что теперь не будут путать.

В Шира мы приехали к Анатолию, RD0WA,

и объявили, что поживём у него немного  :)  Как человек воспитанный, он был не против :)

18.07.2017. Переночевали, с утра поехали на разведку в Жемчужный (это такой курортный посёлок здесь). Вроде всё хорошо, но погоды нет, тучи, дождик по нескольку раз в день, купательно-загорательный отдых отпадает. Дамы решили, что надо ехать дальше, приобщаться к местным красотам и интерестностям. Ближайшая достопримечательность – Туимский провал. Отличительной особенностью местного тур. бизнеса является нежелание вкладывать в инфраструктуру ни копеечки лишней. Даже указателей на дороге не поставили.
Доехали до Туима, спросили куда дальше. «Езжайте прямо, до знака «Главная дорога», но туда не надо, сверните на второстепенную»

Раньше в Туиме была шахта и большой завод. Теперь всё печально выглядит.


Возможно это последствие того провала. Проехав разрушенную промзону и посёлок, остановились у крайнего дома, из которого выходила хозяйка. Не успели мы и рта открыть, как последовал заученный ответ: «Прямо, до берёзок, а там направо». Прохохотавшись, тронулись в указанном направлении.

Вход платный, за эти деньги можно посмотреть в яму.

Яма очень глубокая, в стенках дырки – шахтовые штольни. Причина провала – техногенная, но для меня непонятная.

Вечером решил активировать аэропорт Шира, UNAI.  От зданий остались развалины, которые выкупил фермер (?), восстановил один дом, за которым построил загон для скота.

Но осталась асфальтированная полоса, на которой уже деревья проросли. По ней к озеру можно срезать полевую дорогу.
Звали не очень активно, зато быстро надвигалась огромная чёрная туча в половину неба. На горизонте непрерывно сверкали молнии, я счёл за благо смыться, пока не поздно. Удалось провести чуть больше 50 QSOs.

19.07.2017. Дождь лил почти всю ночь. Утром выехали в Минусинск.

ХОЗЯЙСТВ  ВЫСОКО Й  КУЛЬТУ Ь  ЖИВОТНОВ ДСТВ

Дорожники постарались - до метра вычислили расстояние. Уважаю.

Колоритный шашлычник, да и птичка приятная.

Дома, при подготовке к поездке, обнаружил, что в квадрате NO53SP находятся два вертодрома и один аэродром. Для активатора – большая удача :)

Устроившись в гостиницу в историческом центре Минусинска, отправился на смотровую площадку Братского моста, HF99. 

Чтобы не запутать всех и избежать повторов, остальные аэродромы не озвучивал, для многих будет приятный сюрприз.

Провёл около 90 QSOs, звать перестали. Решил спуститься к HD9N, RDA тот же. Провёл несколько связей, подошел охранник и сказал, что территория частная (от дороги до заправки), попросил покинуть. Пришлось уехать и последние связи провести с обочины дороги. Тут меня позвал Александр, UF0A, и пригласил в гости, чем я не преминул воспользоваться.

Шэк UF0A. Мне надо было отработать  новый для меня Минусинск, КК-17, а со стационарной позиции это сделать обычно легче. Из антенн, правда был только диполь на 80 м, но и то хорошо.  Пришлось немного позамарачиваться с настройками ICOMа, который сначала не принимал мой ключ.

Чтобы не торопиться, Александр предложил переночевать у него. За окном лил дождь, я пытался в атмосферном треске разбирать ваши позывные.

Уже много лет Александр занимается виноделием (и только вином) из плодов и ягод, благо это добро в Минусинске растёт очень хорошо. Надо признать, что вино у него получается очень хорошее (распробовали бутылочку яблочного). В этих бутылях бродит вишнёвое.

20.07.2017. Дамы накануне обследовали Минусинск, сегодня предстоит вывезти из в Абакан. С утра вывез их в «Сады мечты», а потом рванул к  аэропорту.

В аэропорту Абакана идёт ремонт, всё кругом облагораживают. Вообще весь Абакан запомнился мне как чистый, яркий, уютный город.
Сам аэропорт разместился в двух квадратах - NO53QS и NO53QR.

Но в NO53QR11JB находится также и вертодром Абаканвагонмаш, HF97, поэтому целью моей был именно NO53QR

Нашел съезд с дороги и начал работать из UNAA, опять не афишируя HF97. Сзади видны какие-то солнечные батареи, их там целое поле в несколько рядов. А желтенькое здание справа, у которого я первоначально планировал расположиться, оказалось «Станцией по приёму жидких фекальных отходов». Не понимаю – как оно связано с солнечной энергией.
Хорошее прохождение в последнее время не балует, за пару часов отработал и HA-01. Осталось немного времени, в планах прореха, решили быстро сгонять до Саяно-Шушенской ГЭС (120 км в один конец, но это традиционный пункт маршрута для всех туристов типа нас)

Мужик с теодолитом на памятнике покорителям Енисея определённо на Путина похож.

А вот хвататься пальцами за держак сварщика для бывшего инженера по ТБ – это неправильно.

21.07.2017. С утра решил отвезти дам изучать музеи и магазины Шушенского, а самому отправиться активировать KK-35.

Здесь, в Ермаковском, предстояло найти вертодром UNAE.

Не сразу, но удалось, с помощью навигатора, обнаружить в зарослях травы заасфальтированный пятачок.

В асфальте площадки многочисленные ямы от колёс вертолёта. Непонятно, то ли асфальт хреновый, то ли вертолёты тяжёлые и приземляются со всей дури.
100 необходимых связей дались нелегко, прохождение было ближним. Зато сработал наверное с половиной станций Омска :)

По пути в KK-35 попался ещё один аэропорт – Шушенское. Странно видеть такое большое здание для районного аэропорта.
В любом случае этот аэропорт в мои планы не попал, времени не хватило. Короткий «отпуск» подходил к концу. Осталось только побывать в Абазе – на самом юге Хакасии.

По пути в большом количестве попадаются курганы – захоронения, окруженные большими камнями.

Возле села Бельтирское расположено одно из самых почитаемых мест у хакасов – Хуртуях Тас.

Здесь, в стеклянной юрте, стоит каменная баба – Хуртуях Иней, покровительница женщин и вообще главная помощница деторождения. Едут сюда со всей Хакасии и не только, просят помочь завести ребёнка. Вот и мои дамы сотворили обряд – три раза обошли вокруг каменной бабы, поводили руками около камня  и оставили дары. Причем сама Хуртуях, по словам экскурсовода, не брезгует брать и деньгами, которые следует складывать в стоящую тут же копилку.
Ох, чую, что вскоре крестнице опять предстоит рожать, а она и не знает пока :)

Таштыпский розовый животный. Очередная фотосессия.

К вечеру добрались до Абазы, переночевали в гостинице.

22.07.2017 г. Город расположен между гор, на берегу реки Абакан. На речном острове раньше располагался аэродром Абаза, ZE0K.

Вот такими кучами камней засыпана вся полоса аэродрома. Как мне сказали местные жители, это аварийный запас на случай размыва дамбы. Если река Абакан смоет дамбу, то следом смоется половина Абазы.

Местный разговорчивый пенсионер рассказал, что в одной половине этого дома жил начальник аэропорта, в другой был сам аэропорт. Местные жители охотно летали в Абакан, билет стоил 3 рубля. Потом билеты подорожали до 5 рублей, стало накладно для семейного бюджета. К тому же построили приличную дорогу и аэрофлот не выдержал конкуренции с автобусом.
Ещё некоторое время в здании аэропорта располагалась метеостанция. Потом начальник аэропорта всё продал и вместе с тогдашним местным мэром построили себе по двухэтажному дому на территории аэропорта.   


Для вертолётов пробовали возле куч организовать площадку, даже забили по углам трубы и вставили в них флажки.
Но трубы заржавели, флажки украли, площадка заросла бурьяном и мусором. Прилетавший недавно вертолёт долго искал куда бы сесть, в результате сел на дамбу.

Я тоже решил, что дамба – лучшее место для активации Абазы. Времени было мало, провёл около 50 QSOs. На этом радиолюбительская активность в этой поездке закончилась, выдвинулись в сторону дома. За полдня до дома не доехать, поэтому с удовольствием приняли радушное приглашение Виктора, UA0AAA и его супруги Надежды переночевать у них. Угощение и банька, а также традиционные уже блины утром, всё было очень по-доброму и от души. А мне ждал приятный сюрприз – Виктор, заметив мой интерес, приготовил для меня комплект из трёх соединителей Anderson Power!

23.07.2017. На прощанье хозяева впихнули в багажник четыре больших кабачка. Спасибо за все, уважаемые Надежда и Виктор! Надеюсь, увидимся ещё.

Без проблем доехали до Тамбара, пообедали в местной столовой: окрошка на квасе из берёзового сока, котлеты из щуки, пирожки с брусникой, холодный компот…

Уже в Чебулинском районе, перед Усть-Сертой, увидели у развилки плакат, предлагающий посетить кузбасское кладбище динозавров в деревне Шестаково. Свернули не раздумывая. Через километр асфальт закончился, началась старая щебёнка, обильно политая смесью битума и мазута. (Дома позвонили из автомойки и сказали, что эта гадость не отмывается, надо сильнодействующие средства применять).

В деревне много чего делается для популяризации одного из самых больших кладбищ динозавров в мире.

Есть небольшая музейная комната, смотровые площадки и т.д

Это копия скелета местного динозавра. Оригинал увезли в Москву, поскольку стоит он многие миллионы долларов.

Заключительная фотосессия, теперь уже точно домой :)

В заключение просто приведу несколько фотографий с названиями населённых пунктов, речек и т.д, которые попадались по дороге и в тот момент показались интересными.










 Хакасы не заморачиваются с названием своих населённых пунктов - кто там главный был, по его фамилии и называли поселение: Тутатчиков, Сапогов, Чаптыков, Катанов, Доможаков и т.д.

 Хан-Куль - самая лучшая, на мой вкус, минералка из Хакасии.







6 комментариев:

  1. Ну, главное, дамы довольны.
    И мне понравилось. Никогда не бывал в Хакассии. Всегда куда-то спешим.

    ОтветитьУдалить
  2. Все пишет, и пишет, а потом ездит и ездит, когда работает, хрен его знает!:-)Не, мине, конечно, понравилось, пеши есчо!

    ОтветитьУдалить
  3. Олег ! когда ДЕФКИ родят, обязательно сообщи ! хоть напьюсь ! :-))
    de: RO9O

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за рассказ, приятно читать и интересно.

    ОтветитьУдалить
  5. С удовольствием прочитал очередной рассказ! Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)