10 января 2018

Особенности поморской робинзонады в зимний период

Перенёс свой старый рассказ с сайта, который стал теперь недоступным для меня.
===================================================
Светлой памяти Николая Аркадьевича Матвеева, RA1OGA, посвящается

Как-то неудобно получается – член клуба «Русский Робинзон», который ни разу в жизни на острове не побывал. :) Надо как-то исправляться…
Несколько лет тому назад встретился в эфире с Николаем, RA1OGA, который живет на острове Кальчино, RR-02-30. Долго слушал как он работал в эфире, потом написал ему письмо по е-мэйлу. Завязалась небольшая переписка, в результате которой я получил приглашение посетить остров. 

Николай всегда подчёркивал, что его остров не засчитывается на IOTA, а только на «Русский Робинзон», но меня это не смущало. В конце концов, любое большое дело надо начинать постепенно, с малого. :) 

Остров и деревня Кальчино на карте обозначены красной точкой.

Шло время, но добраться до острова всё мешали какие-нибудь обстоятельства. И вот, вроде бы всё складывается удачно в конце 2009 года. Я уже начал оформлять билет, а тут Николай пропал куда-то…  Дозвонившись до него, выяснил, что из-за капризов погоды никак не может установиться лёд на реке. И он уже месяц по-настоящему «робинзонит» на острове, не в состоянии выбраться на «материк». Уже перешел на сухари и даже свой день рождения там встретил в одиночку. ))) 
А с интернетом у Николая начались проблемы после того, как по пути из магазина, что на соседнем острове, он провалился под лёд и очень долго не мог вытащить рюкзак с хлебом, при этом его сотовый телефон насквозь промок. Похоже на то, что поездку придется опять перенести, в этот раз на январь следующего года…
Через несколько дней Николай неожиданно появился в скайпе из своей квартиры в Архангельске и сказал, что северный ветер и установившиеся морозы всё-таки сковали протоки льдом, теперь можно ехать.   В течении полудня решился вопрос с работой и билетами, завтра вечером, 29.11.09, выезжаю. И тут появилась ещё одна проблема, которую я совсем выпустил из виду… Выяснилось, что в FT-840, на котором предстояло работать, нет встроенного телеграфного ключа. В Архангельске быстро ключ найти не получилось. Николай пообещал ещё пошарить у себя, вроде бы когда-то собирал ключ на макетной плате.
 Пометавшись по городу, я понял, что CW у нас тут работают всего 3 человека. Один из них я, у второго ключ сломан и быстро починить его не получается, а третий работает потихоньку в CQ WW DX contestе c DXами. Причём в его-то трансивере встроенный ключ есть, но «лень заморачиваться с меню». :)    Пришлось отдать ему свой манипулятор в обмен на ключ, который, судя по размерам, был исполнен на лампах и занял у меня почти четверть сумки .. :)
Незаладилось сразу, на вокзале - взял билет в поезд № 13, место № 13 :)   Посадка предстоит на станции в 100 км от дома, надо ещё придумать как вечером туда добраться.

29 октября. Вечером сажусь в поезд. Во время посадки не выдерживает крепление ремня моей походной сумки, сумка падает на перрон. Каким-то чудом бутылки уцелели :)
Очень необычный вагон. В нем всего 24 места, есть бытовое купе, радио-купе, детское купе, купе для инвалидов-колясочников и даже душ. Порадовался за РЖД.

30 октября. Петропавловск, таможня, пограничники, проверки. Никого не заинтересовал.
В бытовом купе едет начальник поезда, в детском – механик, в купе для инвалидов – какие-то непонятные люди переезжают на короткие расстояния. Интересно – кто живёт в душевой?
Курган. За бортом +1С.

1 декабря. Киров, лужи, слякоть, + 2 С.
2 декабря. Вологда, ночная пересадка. Снега вообще нету, дождик моросит, около +4С. Билет опять на 13 место. Мысли появляются – а не зря ли я проехал половину страны, только чтобы посмотреть издали на остров? С тяжелыми мыслями укладываюсь спать.
Просыпаюсь днём, за окном снег! Правда тепло, около 0С, но снег лежит, а едем на север.
Вечер, Архангельск. На перроне встречаемся с Николаем, RA1OGA, и едем к нему в городскую квартиру. Привожу себя в порядок и отдыхаем, завтра на остров.

3 декабря.
Сумку мою Николай забраковал сразу. Принёс рюкзак и сказал, чтобы я переложил в него самое необходимое. Взглянув на привезённый ключ, сказал, что такой там не нужен. Идём в магазин, закупаем продукты. Возвращаемся, переупаковываем рюкзаки и в путь…
На автобусе едем на пристань в Соломбалу, островной район Архангельска. На пристани уже стоит «Балхаш», речное судно, которое перевезет нас через большую протоку на остров Хабарка. 

На реке уже лёд, его разбивают буксирами. «Балхаш» ходит по расписанию, как автобус.

На островах много деревень, люди ежедневно ездят в город на работу, учёбу, за покупками. Из города на судне везут всё – мебель, стройматериалы и т.д. Когда лёд станет толще и речному теплоходику уже станет сложно его разбивать, ещё некоторое время для перевозки людей будут использовать буксир. Потом организуется ледовая переправа. 


Ну вот мы и на Хабарке. На пристани «Балхаш» встречают местные жители на «каракатах» - это такие странные мотоциклы на больших надутых колёсах из камер. Каракатов очень много, похоже на то, что это основное средство передвижения здесь.

Пройдя через весь остров, мы вышли к очередной протоке.   Несколько настораживали советы попутчиков нести рюкзак на одном плече – так, дескать, будет проще его сбросить в случае чего… Шутники, блин… Должен признаться, что я много чего не знал раньше, например, никогда не задумывался о времени прилива и отлива. Я вообще полагал, что эти вещи происходят строго по расписанию – утром прилив, вечером отлив, ну или наоборот :)

У нас, в Сибири, такого не бывает. А здесь, у местных жителей, это всё естественно, само собой разумеющееся. Так вот, прилив регулярно поднимает уровень воды в дельте реки и отрывает лёд от берегов. В результате проблемно становится выйти на лёд, не провалившись. Если в первой протоке безопасное место для выхода на лёд обнаружилось быстро, то в следующей пришлось задумчиво побродить по берегу. Совершенно не хотелось преодолевать несколько метров по колено в воде :) Наконец нашли длинную узкую доску, по которой и перебрались на лёд.  


Лёд под ногами потрескивал, что оптимизма не добавляло. Приходилось немного отставать от попутчиков, так мне казалось безопаснее. Попутчики мои только посмеивались – осенний лёд треском предупреждает об опасности, весенний лёд проваливается без предупреждения.


Ну вот, слава Богу, показались антенны, почти дошли. Осталось обогнуть небольшой островок. 

Возле берега, прямо на льду, нас радостно встретил лохматый кот. Хозяева уехали в город, бросили его на острове. Кот прибился к Николаю, живёт на чердаке дома, а Николай, хотя кошек и не любит, подкармливает его из жалости. Уж как котяра узнал о нашем прибытии – осталось тайной. 

Выходим на берег, по мосткам, прямо рядом с домом.  В это время продолжительность дня в этих широтах невелика, а когда нет солнца (такое часто бывает) вообще как будто и дня не было, только вечер. Николай останавливает меня у калитки, достаёт небольшую фляжку с хорошим коньяком и предлагает сделать по глотку – по случаю благополучного прибытия на остров. Традиция такая, нарушать нельзя! Но, честно говоря, смысл этой традиции дошёл до меня позднее.


Темнеет, день очень короткий, а дел ещё много – нагреть дом, приготовить еду, да и в эфире отметиться хочется.

Николай не подвёл, самодельный манипулятор уже прикручен к столу шурупами, надо только привыкнуть к нему немного. Плата ключа тоже нашлась в старых запасах, уже подключена по временной схеме и проверена. 



Вот так выглядит моё рабочее место на несколько предстоящих дней: FT-840, MFJ-941E. Антенны: 3 элемента яги на высоте 20 м, IV на 40 и 80 м на одной мачте высотой 10 м. Есть ещё одна, новая мачта, но изготовлена и установлена она буквально недавно, в этом году ничего на ней уже не появится. Даю CQ телеграфом на 20 метрах, и вот первый вызов – Marek, SP3GVX. Европа потихоньку работает меж собой, на мой вызов отвечают ни шатко, ни валко. Перехожу на 40 метров, там зовут получше. Провожу почти сотню связей, на сегодня хватит. 


4 декабря. Проснулся по «своему» времени, МСК+4, к московскому времени ещё не привык. С утра поработал на 80 метрах, светает здесь в это время поздно. Николай Аркадьевич – «сова», тяжело ему с утра просыпаться. Поэтому он применяет довольно жёсткий способ для пробуждения организма :)


Утром Николай идёт на двор к своему электрифицированному колодцу, набирает пару вёдер воды.


Умывается холодной водой.


Выливает на себя одно ведро.


Затем второе ведро… Ну и всё :)  Организм, как правило, просыпается.  Меня Николай уговаривал последовать его примеру, но я не решился :))

Антенна на 20 м разворачивается вручную, поэтому я держал её практически всегда в направлении на восток. Европейские станции были слышны при любом направлении, а шумов на острове нет абсолютно. 

5 декабря. Во дворе дома стоит странный домик без окон. Оказалось - это погреб для хранения припасов. У нас погреба не такие :)

Баня построена у самой калитки, а через дорогу уже и протока. Специально сделано – из парилки и сразу в реку. Особенно хорошо, говорят, когда на реке уже ледок появляется. Кстати о бане – в своё время именно любовь к хорошей парилке заставила Николая освоить плотницкое ремесло. Надоело ездить в баню за 50 км, решил построить свою первую баню, поближе к месту жительства. Чтобы понять суть этого дела, Николай попросил опытного плотника научить работать плотницкими инструментами. Старый мастер согласился, запросив по 1 рублю за урок. Прошло 15 рублей, Николай поблагодарил плотника за науку и стал достраивать баню самостоятельно. Рассказывают, что «сенсай» позднее пришёл посмотреть на баню, долго с недоумением разглядывал благополучно завершенное строение и удивлённо качал головой. :)

За оградой, на берегу хранится хозяйский катер, с какими-то особыми поморскими мореходными качествами. Говорят, что он практически непотопляемый.
Вечером поработать в эфире толком не получилось - кругом шли соревнования. От нечего делать попробовал согласовать пару IV, что на 40 и 80 м, в 30-метровом диапазоне. Вроде удалось, стал на 10.126 и попробовал дать CQ. Через 3 минуты случилось чудо – меня позвал Dave, W8QW. Получив 559, даю аналогичный рапорт в ответ, есть связь! Удовлетворённый, откинулся на стуле и понял, что это не я с ним сработал, а он со мной :) Тут же оглушительно вызывает UA6DX, даю ему рапорт 599, получаю в ответ 529 и решаю дальнейшие эксперименты на этом прекратить. :)

6 декабря. Соревнования продолжаются, решили погулять по деревне и осмотреть остров. 

Кальчино - старая поморская деревня, по имени которой назван остров. Деревня эта не простая. Жили в ней лоцманы, проводившие суда в порт. Люди эти были, как я понимаю, не последними в тогдашней иерархии. В каждом доме была библиотека, несколько музыкальных инструментов. 

Ещё в 1905 году на острове была построена небольшая паровая мельница, совмещённая с электростанцией. Представьте себе электрифицированную деревню в 1905 году! Тогда и в городах-то далеко не везде электричество было. Сейчас от этого строения только руины остались, которые дачники растаскивают по кирпичику.  

На острове постоянно проживает несколько человек, пенсионеры в основном. Для них на остров проведена телефонная связь, только вот не работает, сломалась :)

Кроме жилых домов на острове ничего и нет, за покупками жители ходят по льду в магазин на соседние острова.

Поморские домА, об этом надо отдельно сказать. Дома старые - им по 100 и больше лет. До революции лес по Северной Двине сплавляли на специально построенных баржах.  Баржи эти были одноразовыми, в Архангельске лес перерабатывали и грузили на пароходы для отправки за границу, а баржи продавали недорого на дрова и стройматериалы.  

Приглядитесь, на брусьях хорошо видны многочисленные отверстия от деревянных шкантов, крепивших всю конструкцию баржи. Баржи тогда строились без единого гвоздя. 

Когда я первый раз увидел такой дом – подумал, что это многоквартирный двухэтажный дом. Оказывается нет – это обычный дом на одну семью. Причем семьи, как правило, не были многодетными. Половину такого дома занимает поветь – хозяйственная часть. Дом стоит на сваях, низ зашит досками – отсюда и впечатление о «двухэтажности» таких домов. 

Очень много окон, и не маленьких окон, я насчитывал до 15 штук. Такой вот поморский стандарт – 5 окон по фасаду. Большое количество окон объясняют тем, что зимой очень короткий световой день в этих широтах, хочется подольше пожить при свете солнца. 

С другой стороны - большой дом, большое количество окон и холодные зимы заставили строить внутри по 3-4 печи для обогрева.       С печками, а точнее с мастерством печника, которое Николай также освоил в совершенстве, связана ещё одна забавная история. Когда возникла нужда сложить первую печь, Николай, как истинный инженер, решил сначала досконально разобраться в устройстве печи и хитростях кладки. Для этого он попросил на соседней лесопилке напилить небольших брусочков с размерами, пропорциональными размерам кирпича. Из этих вот деревянных «кирпичиков» он смоделировал сначала весь процесс строительства печи, а затем и успешно воплотил свой проект в кирпиче и глине :)  

У себя дома он разобрал старую русскую печь и построил на её месте вот эту, с множеством дверок и заслонок. Эта печь нагревается от охапки дров и весь день стоит тёплая, согревая комнату. 


А это камин, который сложен в комнате, где в будущем будет находиться новый «шэк». Самое удивительное, что этот камин совмещен с печью, предназначенной для обогрева шэка и мастерской, причём камин и печь могут использоваться как по отдельности, так и совместно, совершенно не влияя друг на друга. Говорят, что профессиональный печник, осмотрев эту конструкцию, был поражен :)  


7 декабря. Это мой гостеприимный хозяин, Николай Аркадьевич Матвеев, RA1OGA. Здесь он родился, здесь прошло его золотое детство. Как-то он завернул на остров, чтобы посмотреть на своё родовое гнездо. Увиденное неприятно поразило – его родной дом погибал. Подгнили сваи, провалилась крыша. И так стало больно на душе от увиденного разорения, что решил Николай восстановить дом, в память о своём детстве, в надежде, что когда-нибудь появятся здесь его внуки. Причём решил всё восстанавливать самостоятельно, без привлечения строителей со стороны. Мало кто тогда поверил в реальность его планов, уж больно много предстояло сделать. С ранней весны по позднюю осень Николай живёт на острове, реставрирует и переделывает дом. Руки у него, хотя и многократно обмороженные и переломанные (последствия жизни, проведённой на Севере), но золотые, делать умеет практически всё. Кроме этого Николай - образованнейший инженер и, самое главное, очень самообразован. Самостоятельно изучил английский язык, высшую математику, массу гуманитарных наук, очень начитан. Многие ли из знакомых вам инженеров могут часами читать стихи? А его знание истории, и особенно истории Архангельска и своей деревни, просто удивительны. Во время экскурсии по деревне, он, кажется, всё мог рассказать о каждом доме и его прежних, ещё дореволюционных хозяевах и их судьбах. А ещё он замечательный собеседник и рассказчик, вечера, проведённые у камина за приятной беседой - это особенное удовольствие. :)


Это последний день на острове, завтра надо выбираться на большую землю. В журнале более 1200 связей, проведённых с RR-02-30, основная задача выполнена. Провожу последнюю связь с OK1MRA и закрываю журнал, надо собираться.

8 декабря. Чего-то немного проспали, опоздали на первые рейсы «Балхаша», сказалось, видимо, долгое ночное сидение у камина :)  Собираем вещи, начинаем выдвигаться в обратную сторону, сначала пешком через протоки на Хабарку, оттуда теплоходом в Соломбалу. 



Прощай, Кальчино!

Пешая часть пути прошла без проблем, только однажды, выходя на берег со льда одной из проток, Николай провалился по колено в воду. Вылил воду из обуви и мы, как ни в чём не бывало, отправились дальше.  На пристани уже стоял «Балхаш», Николай остановил меня и достал свою фляжку с коньяком, сделали по глотку за удачное окончание ещё одного приключения. Николаю приходилось много чего в жизни повидать и неоднократно побывать в сложных ситуациях, когда лишь случайность отделяет жизнь от смерти, поэтому, видимо, выработалась такая традиция, как бы в благодарность судьбе. Река, кстати, ежегодно собирает свою дань с островитян… А во-вторых, глоток хорошего коньяка зимой – это так приятно :)

9 декабря. Ещё до поездки мне удалось познакомиться и немного пообщаться по аське с Романом, RA1OKS. На http://forum.cqham.ru/viewtopic.php?t=21016 вы сможете найти его рассказ о антенне, которая используется им в настоящее время, для работы на диапазоне 20 метров из машины. Очень красивое, на мой взгляд, решение: практически без переделок использовать антенну СиБи диапазона Sirio Т3-27. И антенна остаётся целой, и можно получить целый набор антенн на несколько любительских диапазонов. Захотелось познакомиться с конструкцией поближе.  Сразу по приезду в Архангельск я позвонил Роману, он сразу же откликнулся, приехал на машине с уже установленной антенной и трансивером и предложил опробовать антенну и аппарат в работе.  


Здесь антенна установлена на багажнике, под магнит подложен квадрат из тонкого латунного листа. Провёл одну связь, вроде слышат, даже сразу отвечают :)  Но свободного времени тогда у меня было мало, поэтому я попросил Романа подумать о возможности выезда и работы из какого-нибудь RDA после моего возвращения с острова. Роман любезно согласился, попросив предварительно позвонить и предупредить о времени и месте, куда будет совершена вылазка.
Во время пребывания в Кальчино было выяснено следующее: остров Повракульский, являющийся практически частью города, засчитывается на "Russian Robinson Award" как RR-02-27. Как и Соломбальские острова, он соединён с материком мостами, туда даже железная дорога проведена. При этом местные НАМы не признают эти острова за острова и, даже если живут там и работают оттуда, стараются в эфире это не афишировать. На мой вопрос Николаю, почему такое отношение, он ответил просто: «УзнАют – засмеют. А то ещё прозвище какое-нибудь обидное придумают, позору не оберёшься». Мои ссылки на другие острова, связанные мостами друг с другом и материком, не переубедили. Ну чего с них взять – поморы :) Ну да ладно, не я эти правила придумывал, не мне их менять. Поморам нельзя, а мне можно, я не местный :)
В пользу Повракульского ещё говорило и то, что этот небольшой остров оказался поделенным аж между тремя RDA районами AR-04,34,36! Поскольку AR-36 имеет самый низкий рейтинг, то решение было простым – надо активизировать RR-02-27 из AR-36. Осталось только понять – где это место.  Я снова позвонил Роману и предложил съездить на остров Повракульский. В ответ услышал удивлённое: «А разве это остров?» После моих разъяснений Роман решил проверить карты и Интернет, чтобы убедиться, что это действительно остров :) Ещё раз хочу повторить, что местные не считают это островами, если туда мост есть.    Это, кстати, в полной мере  относится и к району  г. Северодвинска острову Ягры, RR-02-36 , который вроде даже засчитывается на IOTA как EU-153.
Точно в назначенное время подъехал Роман, и мы направились на остров.  



Место, сверившись с картой, Роман уже предварительно продумал, это была какая-то старая площадка для спуска небольших судов на воду.

Остановились на площадке возле воды, Роман собрал антенну, подключил свой IC7000 к аккумулятору машины. Все, можно работать. Задача – за минимально короткое время провести более 100 связей. 



Свободная частота нашлась только на 14.145 , да и то ненадолго. Несмотря на огромный уровень QRM, за 1 час 36 мин было проведено 106 SSB QSO, благо современная техника имеет кой-какие возможности для снижения уровня помех :)


Всем, здесь UA9UAX/1/m с RR-02-27 & AR-36 


Антенна, при своих небольших размерах, оказалась вполне работоспособной. Самая дальняя связь - с 4Z5TT, 3700 км, 59 в обе стороны. На восток - RA0WJJ, 3000 км, 56 в обе стороны. В Европе - ON4ON, 2600 км, 59 в обе стороны. Хочу и себе такую завести, довольно удобно в некоторых случаях использовать нечто подобное.

Сворачиваемся, RA1OKS возвращает меня к подъезду, где мы прощаемся. Спасибо тебе, Роман, за представленную прекрасную возможность поработать с ещё одного острова!

После насыщенного дня Николай устроил мне интересную вечернюю прогулку по набережной Архангельска. Ещё раз убедился в том, как много он знает о своём родном городе. Экскурсия была прервана звонком Александры, супруги Николая, которая интересовалась – где это мы пропадаем и почему не идём домой на ужин, посвящённый моему отъезду :)

10 декабря. Пора домой. Из-за местных транспортных особенностей посадку в поезд пришлось делать не на Архангельском вокзале, а практически за городом, на станции Исакогорка. Николай проводил меня до морского порта, откуда ходят автобусы в те края. Нашли автобус, на последок Николай достал свою фляжку и мы опять отхлебнули по глотку на прощание, за то, чтобы всё было нормально.
Ну вот и всё, хорошее тоже когда-то заканчивается. До свидания Николай Аркадьевич, огромное спасибо за то, что помог воплотить мою мечту! До свидания, Поморье!

73, Олег UA9UAX/1 декабрь 2009 г

PS Большое спасибо всем, кто звал. Особая благодарность тем, кто отправлял споты в кластеры, им карточки, естественно, будут высланы в первую очередь.   

Карточки заказаны, на QSL использована фотография буксира на Северной Двине, автор архангелогородец Дмитрий Борисоглебский. Мне карточки можно не присылать, просто пришлите данные связи по электронной почте и я вышлю вам карточку через бюро.
До встречи ещё откуда-нибудь! )))

PPS В начале лета 2012 г неожиданно получил вот такое шокирующее сообщение:
"Река, кстати, ежегодно собирает свою дань с островитян… " Вот и сейчас река забрала очередную дань. 28.04.2012 переходя реку по тонкому весеннему льду трагически погиб Николай Аркадьевич Матвеев RA1OGA. Светлая память этому интересному человеку. д. Кальчино.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)