22 мая 2023

Тара, OM-09/37

Тара, OM-09, вновь внесённая в список RDA, долгое время оставалась последним для меня не активированным районом Омской области. Всё как-то не складывалось туда доехать.

Впервые о существовании Тары я узнал в 80-х годах прошлого столетия, в годы учёбы в Омске. Дипломным проектом нашего технического руководителя коллективки UK9MBA Олега Ельшина был SSB возбудитель на база приёмника «Крот». Получилась у него хорошая ламповая трансиверная приставка, нужен был усилитель. В стойке от радиорелейки PM-24 мы, под руководством сенсея, соорудили усилитель на двух лампах ГК-71. Сколько мощности там было, я не помню, но запасная лампа дневного света, стоявшая в углу шека, весело мигала в такт манипуляции :)

Одним из наших операторов был Саша Вендерович, UA9MHN, в то время он активно изучал языки и частенько прибегал рано утром на коллективку, чтобы поработать SSB с латиноамериканцами. До сих пор помню эти его: Универсида Километро Нуэве Мендоса Буэнос Айрес, сьенто персьенто амиго :))

Так вот, однажды он рассказывает: - Работал сегодня с одним амиго. Тот спрашивает – где этот твой Омск находится? Рассказал ему примерно, где находится Сибирь. Амиго достал свою карту (интернетов тогда ещё не было) и после нескольких минут поисков радостно сообщил: - Нашел, между Тарой и КарагАндой (с ударением на третью А)!

Тара на 120 лет старше Омска, в те времена все пути на восток лежали гораздо севернее, чем сейчас. От Омска до Тары 300 километров на север. Дорога вполне приличная, в конце пути есть несколько небольших участков с немного разбитым асфальтом.

Накануне попробовал связаться с местными НАМами. Там живут несколько человек, но телефон только у одного обозначен на QRZ.RU. Телефон целый день не отвечал, мне перезвонили за пару часов до отъезда. Я поинтересовался – есть ли какая-то возможность провести 50 связей на 80м на стационарную антенну? Сначала мне было сказано, что позывной мой ему неизвестен. Потом он вроде меня вспомнил, что странно, т.к. мы вроде никогда не работали. Спрашивал, зачем и когда мне надо это надо, а в заключении заявил, что всё это ему «совсем не в жилу». Ну и ладно, я уже привык к такому, стараюсь только на себя надеяться. Есть HAMы, и есть НАМы, у всех разные обстоятельства и проблемы, не будем относиться к этому строго.

19.05.23. После обеда выехал в сторону Тары.
Тарский район, OM-37, остановился сфотографировать стелу.


Рядом оказалась какая-то поросшая кустами вода. Из-за кустов медленно выплыл лебедь. Почему-то один. Возможно, молодой ещё, не нашел себе пару.
На перекрёстке в городе поставили скульптуру неведомого мужика с кривой саблей. Видимо какому-то основателю города, надписи никакой нет.
Площадь, где у них построен деревянный острог под старину, вся перекопана. Видимо реконструкция идёт.

Заселился в гостиницу, слегка перекусил и поехал искать место на границе районов. Место болотистое, обочины узкие, лучшее, что нашел на границе – напротив стелы Тары. 
Два топора, на них герб Тары с горностаем. Я как-то спросил у экскурсовода в музее – а чего ради цари наши так в эти таёжные болота ломились? Про нефть и газ ведь тогда ещё не знали? Ответ был простой – пушнина, которая в те времена была гораздо дороже золота.

Кое-как съехал с дороги, низковато получилось, но искать что-то лучшее уже нет времени.
Сделал скриншот и начал работать на 20м. Первое QSO провёл с G4PVM.

Сразу обнаружилась первая проблема – умерла батарейка в трансивере, все настройки потерялись. Да и у автомобиля аккумулятор уже далеко не новый, выключать двигатель не получается. А это – помехи от генератора, треск довольно приличный.

За 40 минут провел необходимые 50+ связей, перешел на 17м. За зиму забыл массу позывных, если раньше угадывал по нескольким буквам, то сейчас приходится переспрашивать. Да и вести бумажный лог всё труднее, начинают сказываться всякие старческие проблемы :)

На 17м также за 40 минут провёл 50+ связей, перешел на 15м. RZ3DX написал, что 15м последний для него диапазон для этих двух районов. К сожалению, не получилось его услышать. Вообще прохождение было не очень, ни одного японца вообще не услышал, ну когда такое было. Довольно громко прошел W1YY, а так в основном европейцы и наш юг.

Когда заканчивал 15м, KD6WW попросил вернуться на 17м, на 21 МГц у них нет прохождения. Вернулся на 18 МГц и первым стал KD6WW, причём очень громко, как местная станция. Bruce поблагодарил за 2 new ones, приятно получать такие комментарии. И сразу хочу попросить «охотников» – по возможности сработайте на этом диапазоне, а потом уже просите перейти на нужный вам. Мне ведь тоже связи нужны, а так будете ждать. Некоторые это прекрасно понимают и зовут повторно коллективными позывными.

Кстати, про охотников – в паре метров от меня стоял вот такой знак:
Сам я охоту не понимаю, но для местных удобно, наверное. Вышел за околицу и стреляй, сколько хочешь :)

Провёл ещё связей 30 и перешел на 40м. Первым здесь был RA6YDX, а так в основном Сибирь и Урал. RA9MX не надеялся меня услышать, но в результате получилось, и довольно громко. Сергей даже прислал мне небольшое видео:
Спасибо, всегда интересно послушать себя с другой стороны! 

Дело шло к вечеру, пора бы ехать в гостиницу, жрать охота да и день был тяжелый. И хотя сотню связей уже провёл, но надо и другие диапазоны попробовать закрыть. Завтра с утра опять сюда продолжать. Сделал на всякий случай ещё раз скриншот и поехал отдыхать.

20.05.23. Заснуть удалось только часа в 3 ночи. Проснулся, уже когда «солнце позолотило верхушки деревьев». В стоимость проживания входил завтрак. Но, поскольку кафе при гостинице закрылось, то на завтрак мне предложили глазунью из двух яиц, чай и кусочек хлеба. Лучше, чем ничего :)

Вернулся на то же место и начал разворачиваться. Неожиданно возникла проблема с электропитанием, при переходе на передачу трансивер выключался. Сколько раз уже RA9MX говорил мне – выбрось нахрен все эти предохранители на MFJ-товском шнуре питания, они подведут тебя в самый неподходящий момент. На стационарных шнурах я их давно удалил, а на мобильном забыл :(

Оторвал предохранители, а куска изоленты замотать скрутки найти не могу. Остановил несколько проезжавших машин – ни у кого нету с собой в машине изоленты. Решил от отчаяния замотать хоть чем-нибудь, ещё раз открыл походную коробку и увидел моток чёрной изоленты, прямо сверху лежала. Жена постоянно твердит, что я под носом у себя ничего найти не могу, она права, наверное :)

Ещё раз сделал скриншот и продолжил работать на 40м. Прохождение вообще стало отвратительным, европейские станции еле слышны. В основном за счёт Урала набрал свои связи и перешел на 30м.

В Омске все деревья в цвету, а здесь ещё только листва появляется. Севернее на 300 км, однако.

Подъехал на Ниве майор полиции, интересуется – чем это я тут занимаюсь и не начнут ли тут у них всякие дроны падать? Тут пригодилось моё заламинированное свидетельство. Интересный профессиональный момент отметил – прочитал он моё свидетельство, разговаривает со мной, а документ из рук не выпускает. Он меня ещё вчера, оказывается, приметил. В конце разговора спросил – почему место выбрал такое странное, ниже дороги? Вот неподалёку автобусная остановка, там повыше и за ней есть место, где можно встать. Объяснил ему, что этот железный сарай вкупе с пристроенным к нему ларьком закроют мне полмира. А ещё там ЛЭП какая-то проходит. Также показал QTHnow с границей районов. Вроде майор понял, что вреда с меня нету, отдал свидетельство, попрощался и уехал.

RY9C очень просил 12м, но там было совсем глухо, продолжил работать на 30м.

Неожиданно подъехал большой чёрный блестящий машин, мужик в шортах сказал, что ему позвонили и говорят, что в Тару Платон приехал. Успокоил и его.
RA9MX тут же написал, что Платон – это его внука так зовут. Я сразу представил ситуацию: Платон повзрослел, получил позывной, поехал на активацию RDA и встал на перекрёстке. Останавливается около него местный авторитет и спрашивает: – Это Платон?
А Платон ему отвечает: - Да, Платон, очень приятно :)

Как выяснилось, случилась магнитная буря класса G2, кина не будет. По просьбам опоздавших походил по диапазонам. С трудом, но удалась единственная связь на 12м с RY9C. Решили свои проблемы R2EC и R2HM, ну и я счёл свою миссию выполненной. Удалось закрыть 5 диапазонов, мне хватит.

Лог залил в автозачёт, CFMRDA и HAMLOG. Возникли непонятки при заливке в автозачет – какие скриншоты прикладывать? Получается, что я работал два дня и два дня делал скриншоты перед и после работы, а загрузить можно только два скриншота. В результате загрузил первый и последний, вроде всё приняли :)

Всего провёл 347 QSOs. После пересчёта рейтинги районов слегка изменились: OM-09 с 0,477 на 0,504; OM-37 с 0,566 на 0,593. Иными словами, OM-09 и OM-37 были новыми для 27 (как минимум) моих корреспондентов.

Всем спасибо и 73!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)