27 февраля 2023

Балконная антенна -2

Мой диполь на подоконнике лоджии работал на всех диапазонах, но эффективность его оставляла желать лучшего. Вернувшись домой с очередной рабочей недели, решил я быстренько сляпать рамку на всю лоджию. Под рукой был моток провода, смотанный с одной из жд антенн. Повод тонкий многожильный, в двойной изоляции (ПВХ, под ней нитки), для эксперимента пойдёт.

Растянул рамку во всю лоджию (она у меня довольно длинная), получился прямоугольник периметром почти 20м. Сверху провод положил на жалюзи, внизу по полу, к стенам и в местах изгиба прилепил провод кусочками скотча :)

Запитать рамку удобнее всего было с середины узкой стороны. На этот раз симметричную линию решил попробовать изготовить самостоятельно.

В прошлом году попались на глаза на Алиэкспрессе вот такие крючки для подвязки растений.



Если через отверстия на концах крючков пропустить два отрезка провода, то получится симметричная линия. По приблизительным расчётам, если взять провод около 2 мм диаметром, сопротивление линии должно получиться немного более 600 Ом. Но в данном случае волновое сопротивление меня вообще не волновало. Ранее я много чего использовал в качестве симметричного фидера: Ladder line 450 Ом от MFJ, КАТВ 300 Ом, ТРП, ПРППМ и т.д. В принципе разницы я не заметил, работает всё одинаково.

Многие форумные специалисты утверждают, что симметричная линия должна проходить на определённом расстоянии от земли, по особой траектории и т.д. Я эти теоретические выкладки нарушал по незнанию, все провода всегда бросал на землю, как фидер, так и противовесы. И ничего, работало всё, ничуть не хуже палок от MFJ, плюсом была многодиапазонность антенн.

Провод для линии взял из того же мотка. Растянул два провода, нацепил крючки.
Поскольку провод тонковатый, то крючки свободно перемещались по нему. Распределил крючки примерно на одинаковом расстоянии друг от друга и закрепил их на проводах клеевым пистолетом. 
Получилось довольно коряво, но для эксперимента пойдёт.

И ещё немного про китайские крючки, чтобы более не возвращаться. Уже после того, как заказал упаковку, обнаружил, что они бывают различными по форме. Ну, если они просто загнуты в разные стороны, то это без разницы, но есть ещё вот такие, вроде как усиленные.

В отзывах одна огородница написала, что, при попытке зацепить обычный крючок за достаточно толстую проволоку, кончики крючков иногда обламываются. А вот усиленные в этом случае гораздо лучше.
На всякий случай заказал и их. Заказывал их здесь, на тот момент, с учётом скидок, распродаж и курса денег, обошлись они мне в 109,58 рубля за 100 штук.

Быстренько организовал рабочее место и попробовал настроить новую «антенну». Без особых проблем она настроилась с помощью старенького MFJ-941D на диапазоны 20 – 10 метров, ниже не пробовал, но думаю, что и на 30м как-то работать будет.
Понял, что перемычки надо ставить чаще, иначе совсем всё криво получается. Но и в таком виде линия работает! :)

Провёл несколько сотен связей FT8 на всех доступных диапазонах. Общее впечатление – чуда не произошло, но на своих диапазонах рамка работает гораздо лучше диполя из двух антенн. Отвечать стали лучше, удивительно, но некоторые европейцы стали давать рапорта выше, чем я их слышу/вижу, такого раньше не было. Стала отвечать Скандинавия и, что самое странное, некоторые станции к востоку от Омска. Напомню, что лоджия моя (и рамка) на втором этаже смотрят на юго-запад, а практически весь восток и юг для меня закрыты соседней девятиэтажкой.

Надоело смотреть на кривую симметричную линию, добавил перемычек, но разницы никакой, только чуточку эстетичнее стало :)
Самая дальняя связь – на 20м с PY2VA, но тут скорее он со мной сработал, а не я с ним :))
Из редкого – EP5CHD на 15м, ZA/IK2RLM да 7Q7EMH на 10м. Вроде ничего особенного, но я доволен как слон тем, что могу периодически появляться в эфире.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)