Как радиосвязь с Южным полюсом подтолкнула к посещению самого днища мира
Jim Clash Nov 23, 2020.
Jim Clash на пути к Южному полюсу
В начале семидесятых не было таких вещей, как электронная почта или Интернет. Если вы хотели быстро пообщаться с кем-то в другой стране, это означало дорогой телефонный звонок или телеграмму.Но был и другой способ, гораздо менее известный широкой публике. Это любительская радиосвязь, такое хобби, когда операторы по всему миру общаются друг с другом на радиоволнах. Чтобы стать радиолюбителем в США, нужно сдать письменный экзамен Федеральной комиссии по связи, а затем приобрести оборудование для работы станции: радиопередатчик и приемник, а также антенну.
Мне было 15 лет, и жил я в Laurel, MD, когда получил лицензию FCC класса general, которая позволяла мне передавать с мощностью 1000 Вт на любительских частотах. Я провел много часов со своим радио – в перерывах между выполнением домашнего задания, сном и разноской газеты Baltimore Sun - болтая с радиолюбителями в странах по всему миру, включая Австралию, Сейшельские острова, Японию, Мозамбик - даже Советский Союз во времена холодной войны.
Мой друг Mike Oakes, тоже из Laurel-а, также имел лицензию радиолюбителя, и мы соревновались, кто сможет провести связи с бОльшим количеством, стран и континентов. Мы также сравнивали экзотические марки и QSL, которые мы получили от зарубежных операторов, подтверждавших наши связи. Я довольно быстро получил дипломы WAS (работал со всеми штатами), WAC (работал со всеми континентами) и DXCC (подтверждено 100 стран) от ARRL.
Старый Купол станции Амундсен-Скотт на
географическом Южном полюсе
Однажды поздно вечером, когда я был на диапазоне 14 МГц, моя жизнь изменилась. Я услышал слабый сигнал НАМа из Антарктиды, прорывающийся сквозь статические разряды. Вскоре стало ясно, что он находится не просто в Антарктиде, но и на станции Амундсен-Скотт на географическом Южном полюсе. Мое сердце остановилось на несколько секунд. Южный полюс! Это было настолько дикое и далекое место, насколько только могло представить мое подростковое воображение.Я нервно выкрикнул его позывной, KC4USN, и свой собственный - WA3JID, но без успеха. Я позвал его еще раз, и на этот раз он меня услышал. Я не верил своим ушам, но у нас состоялась краткая связь, мы обменялись именами, местоположением, мощностью и оценкой сигнала, а затем мы договорились обменяться QSL-карточками. Когда несколько недель спустя его карточка пришла по почте, я был так взволнован, что повесил ее в рамку на стене своей спальни. Иногда я смотрел на неё и поражался, поскольку эта карточка была от станции на самом дне мира. Этот опыт зажег во мне огонь исследования. Я сам захотел побывать на Южном полюсе.
Спустя десятилетия, после долгой тяжелой подготовительной работы и тренировок, у меня появилась эта редкая возможность. Наша экспедиция отправилась на полюс, преодолевая последний градус южной широты на лыжах (111 км), при -30 С, каждый тащил за собой 60-килограммовые сани. В конце каждого дня мы ставили палатки на ледяную шапку высотой 9000 футов (2 700 м), а затем пытались немного поспать во время сюрреалистического 24-часового солнечного дня. Экспедиция продолжалась 10 дней подряд, и это была одна из самых сложных физических вещей, которые я когда-либо делал, включая мои восхождения на вершины Matterhorn (4478 м) и Aconcagua (6960 м).
Отметка географического Южного полюса.
Когда мы прибыли на полюс, мы обнимались, хлопали друг друга по спине и обменивались «пятюнями». После того, как были сделаны церемониальные фотографии, я нашел персонал станции, чтобы спросить, где находится радиолюбительская радиостанция. Мне сказали, что она в старом здании Dome (Купол), которое теперь частично засыпано снегом и по большей части заброшено, многое перемещено в более современные, недавно построенные бараки.Jim Clash (второй слева) на географическом Южном
полюсе
Я пошел к Куполу. И да, возле входа, в маленькой комнате, располагался передатчик. Меня буквально затрясло, когда я впервые увидел его, и это не только из-за суровой полярной погоды. Именно здесь сидел оператор-радиолюбить, когда он ответил на мой слабый сигнал, когда я ещё был школьником, доставив мне одно из самых сильных ощущений в моей юношеской жизни.После горячего чая и болтовни я вежливо спросил, могу ли я сам поработать на станции. У меня есть действующая лицензия FCC, поэтому всё было законно. Я установил тот же частотный диапазон 14 МГц, который использовал, когда первый раз связался с полюсом. Затем я взял микрофон и произнёс «CQ» - любительский способ поиска корреспондентов. В ответ услышал только шум статики. Я сделал ещё вызов, но ответом было только шипение. Я пробовал еще несколько раз, но безуспешно.
На радиолюбительской станции географического Южного полюса
Начальник станции покачал головой. Оказалось, что ионосферные условия не способствовали распространению радиоволн, а это значит, что в тот день я не мог ни с кем связаться, ни близко, ни далеко. Такое происходит в полярных регионах время от времени, особенно когда на солнце возникают сильные солнечные вспышки.Я был разочарован, конечно, но ненадолго. Эй, мы добрались до Южного полюса, куда впервые отважились добраться исследователи Руаль Амундсен и Роберт Скотт, в 1911 и 1912 годах, соответственно, когда Скотт умер на обратном пути. Мы нашли уникальную радиостанцию. А потом, мне действительно довелось с неё передавать!
Было бы неплохо подарить какому-нибудь НАМу где-нибудь в мире те же острые ощущения, которые я испытывал в подростковом возрасте, острые ощущения, которые вдохновили меня на это приключение, но, может быть, когда -нибудь условия будут лучше. Во всяком случае, приятно думать так. А на станции, на самом дне мира, было множество и других интересных мест.
СПАСИБО-Я БУДТО СНОВА В РАДИОБЮРО АМЦ МОЛОДЕЖНАЯ 4К1А!32 САЭ 1987Г.
ОтветитьУдалитьR1NA
Спасибо за комментарий, Александр!
ОтветитьУдалить