28 ноября 2020

South Pole Radio Contact Spurs Visit To The Bottom Of The World

https://www.forbes.com/sites/jimclash/2020/11/23/south-pole-radio-contact-spurs-visit-to-the-bottom-of-the-world/?sh=41cfe05737c3

Как радиосвязь с Южным полюсом подтолкнула к посещению самого днища мира
Jim Clash Nov 23, 2020.
Jim Clash на пути к Южному полюсу
В начале семидесятых не было таких вещей, как электронная почта или Интернет. Если вы хотели быстро пообщаться с кем-то в другой стране, это означало дорогой телефонный звонок или телеграмму.

Но был и другой способ, гораздо менее известный широкой публике. Это любительская радиосвязь, такое хобби, когда операторы по всему миру общаются друг с другом на радиоволнах. Чтобы стать радиолюбителем в США, нужно сдать письменный экзамен Федеральной комиссии по связи, а затем приобрести оборудование для работы станции: радиопередатчик и приемник, а также антенну.

Мне было 15 лет, и жил я в Laurel, MD, когда получил лицензию FCC класса general, которая позволяла мне передавать с мощностью 1000 Вт на любительских частотах. Я провел много часов со своим радио – в перерывах между выполнением домашнего задания, сном и разноской газеты Baltimore Sun - болтая с радиолюбителями в странах по всему миру, включая Австралию, Сейшельские острова, Японию, Мозамбик - даже Советский Союз во времена холодной войны.

Мой друг Mike Oakes, тоже из Laurel-а, также имел лицензию радиолюбителя, и мы соревновались, кто сможет провести связи с бОльшим количеством, стран и континентов. Мы также сравнивали экзотические марки и QSL, которые мы получили от зарубежных операторов, подтверждавших наши связи. Я довольно быстро получил дипломы WAS (работал со всеми штатами), WAC (работал со всеми континентами) и DXCC (подтверждено 100 стран) от ARRL.
Старый Купол станции Амундсен-Скотт на географическом Южном полюсе
Однажды поздно вечером, когда я был на диапазоне 14 МГц, моя жизнь изменилась. Я услышал слабый сигнал НАМа из Антарктиды, прорывающийся сквозь статические разряды. Вскоре стало ясно, что он находится не просто в Антарктиде, но и на станции Амундсен-Скотт на географическом Южном полюсе. Мое сердце остановилось на несколько секунд. Южный полюс! Это было настолько дикое и далекое место, насколько только могло представить мое подростковое воображение.

Я нервно выкрикнул его позывной, KC4USN, и свой собственный - WA3JID, но без успеха. Я позвал его еще раз, и на этот раз он меня услышал. Я не верил своим ушам, но у нас состоялась краткая связь, мы обменялись именами, местоположением, мощностью и оценкой сигнала, а затем мы договорились обменяться QSL-карточками. Когда несколько недель спустя его карточка пришла по почте, я был так взволнован, что повесил ее в рамку на стене своей спальни. Иногда я смотрел на неё и поражался, поскольку эта карточка была от станции на самом дне мира. Этот опыт зажег во мне огонь исследования. Я сам захотел побывать на Южном полюсе.

Спустя десятилетия, после долгой тяжелой подготовительной работы и тренировок, у меня появилась эта редкая возможность. Наша экспедиция отправилась на полюс, преодолевая последний градус южной широты на лыжах (111 км), при -30 С, каждый тащил за собой 60-килограммовые сани. В конце каждого дня мы ставили палатки на ледяную шапку высотой 9000 футов (2 700 м), а затем пытались немного поспать во время сюрреалистического 24-часового солнечного дня. Экспедиция продолжалась 10 дней подряд, и это была одна из самых сложных физических вещей, которые я когда-либо делал, включая мои восхождения на вершины Matterhorn (4478 м) и Aconcagua (6960 м).
Отметка географического Южного полюса. 
Когда мы прибыли на полюс, мы обнимались, хлопали друг друга по спине и обменивались «пятюнями». После того, как были сделаны церемониальные фотографии, я нашел персонал станции, чтобы спросить, где находится радиолюбительская радиостанция. Мне сказали, что она в старом здании Dome (Купол), которое теперь частично засыпано снегом и по большей части заброшено, многое перемещено в более современные, недавно построенные бараки.
Jim Clash (второй слева) на географическом Южном полюсе
Я пошел к Куполу. И да, возле входа, в маленькой комнате, располагался передатчик. Меня буквально затрясло, когда я впервые увидел его, и это не только из-за суровой полярной погоды. Именно здесь сидел оператор-радиолюбить, когда он ответил на мой слабый сигнал, когда я ещё был школьником, доставив мне одно из самых сильных ощущений в моей юношеской жизни.

После горячего чая и болтовни я вежливо спросил, могу ли я сам поработать на станции. У меня есть действующая лицензия FCC, поэтому всё было законно. Я установил тот же частотный диапазон 14 МГц, который использовал, когда первый раз связался с полюсом. Затем я взял микрофон и произнёс «CQ» - любительский способ поиска корреспондентов. В ответ услышал только шум статики. Я сделал ещё вызов, но ответом было только шипение. Я пробовал еще несколько раз, но безуспешно.
На радиолюбительской станции географического Южного полюса
Начальник станции покачал головой. Оказалось, что ионосферные условия не способствовали распространению радиоволн, а это значит, что в тот день я не мог ни с кем связаться, ни близко, ни далеко. Такое происходит в полярных регионах время от времени, особенно когда на солнце возникают сильные солнечные вспышки.

Я был разочарован, конечно, но ненадолго. Эй, мы добрались до Южного полюса, куда впервые отважились добраться исследователи Руаль Амундсен и Роберт Скотт, в 1911 и 1912 годах, соответственно, когда Скотт умер на обратном пути. Мы нашли уникальную радиостанцию. А потом, мне действительно довелось с неё передавать!

Было бы неплохо подарить какому-нибудь НАМу где-нибудь в мире те же острые ощущения, которые я испытывал в подростковом возрасте, острые ощущения, которые вдохновили меня на это приключение, но, может быть, когда -нибудь условия будут лучше. Во всяком случае, приятно думать так. А на станции, на самом дне мира, было множество и других интересных мест.

2 комментария:

  1. СПАСИБО-Я БУДТО СНОВА В РАДИОБЮРО АМЦ МОЛОДЕЖНАЯ 4К1А!32 САЭ 1987Г.
    R1NA

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий, Александр!

    ОтветитьУдалить

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)