12 августа 2017

Кедровый, TO-07

Планы активации г. Кедровый, TO-07,  вынашивались ну очень долго. Если до всех районов Томской области так или иначе можно добраться, то TO-07 выглядел просто неприступным.
Расстояние от Томска до Бакчара 220 км. От Бакчара до Парбига  почти 100 км, из которых 30 км асфальта, а остальное – щебёнка и плохая щебёнка.  От Парбига до Кедрового ещё почти 150 км по болотам и тайге. Официально этот последний кусок - зимник, зимой, когда болото замерзает, можно доехать без проблем (если не случится снегопад или метель). Денег на строительство дороги нет, но жить людям как-то надо, поэтому  дорожники пытаются поддерживать это безобразие в мало-мальски проезжем состоянии.
Информацию о состоянии дороги собирал по разным каналам. Местные извозчики на УАЗах обещали за деньги перевести в любой день, при любой погоде. Но, во-первых, денег нет лишних, и, во-вторых, откуда работать, если не будет RDA-мобиля?
Пообщался с радиолюбителем из НСО, у которого есть дизельный 4WD вэн. Но когда узнал сколько солярки надо и общую стоимость, то этот вариант тоже отпал.
Сергей, RA9MX, нашел какой-то выход на нефтяников. Они пообещали зимой вертолётом забросить на север Томской области, оттуда санным поездом в Кедровый. Обещали даже выделить отдельный балок :)   Но такое приключение тоже на любителя…
Спектр комментариев от обычных жителей был весьма широк: «Я, девочка, на королле каждое лето к родителям езжу»; «однажды встрял, пришлось бросить машину в Парбиге, забрал через месяц»; «от Бакчара до Кедрового 6 часов езды, но может получиться и 12 часов, и больше, всё зависит от погоды»

Тогда я решил обратиться к профессионалам (не знаю, почему сразу этого не сделал) – в Бакчарское ДРСУ. По телефону мне объяснили – проехать летом на обычном легковом автомобиле можно, но для этого должна 3-4 дня простоять сухая ветреная погода и после этого должны пройти грейдеры. Главная проблема – глинистые участки. По мокрой глине, не смотря на запреты, ездят тягачи, которые умудряются набивать колеи до метра глубиной. Многое уже сделано, и таких ужасов, как раньше, уже нет. Но глины всё ещё не меньше половины  от длины дороги.
-----------------
В июне позвонил RA9MX, сказал, что засиделся дома. Предложил ему разработать план совместной поездки по Омской области. Через несколько дней предварительный план был готов. С 1 августа у меня выпадал недельный отдых, установилась жара и я надеялся как-то совместить наши планы. Но утром среды 2 августа Сергей сообщил, что из-за проблем на работе выехать он сможет не раньше воскресенья :(
 Я разозлился, мягко выражаясь. На этот момент мне, как активатору, Роман зачёл 276 районов + у меня уже было дополнительно активировано 23 района. До 300 не хватало одного района, и я надеялся на эту поездку.
Жена болтала на кухне с заглянувшей соседкой, я размышлял над ситуацией. На глаза попалась стопка листков с телефонами Кедрового и Бакчара- гостиницы, администрация, дорожники и т.д.  На первый звонок в ДРСУ не ответили,  стал звонить в Кедровый. ВСЕ телефоны не отвечали, абсолютно все. Даже пожарники и милиция. Я понял – дорога наладилась и все уехали оттуда… :))
Наконец ответили дорожники. На вопрос о состоянии дороги последовал задумчивый ответ: «Ну… три дня дождей не было..  До субботы в прогнозе дождей тоже нет… я думаю… наверное, можно будет проехать»
Дальше события развивались стремительно. Время было послеобеденное, до Кедрового уже не доехать, а вот до Бакчара и там переночевать – вполне достаточно времени. Зашел на кухню и спросил у жены – не желает ли она побывать в самом маленьком городе Сибири?
- Когда ехать?
- Прямо сейчас.
Соседка была отправлена домой, я пошел в гараж за машиной (гараж у меня во дворе дома). Через 15 минут, когда я вернулся в квартиру, жена уже собрала сумки :)  Побросали вещи в машину и тронулись в путь.


2 августа в 18:00 мы уже въехали в Бакчарский район.

Берёзы плохо переносят заболачивание. Они либо помирают на корню,

либо просто падают. Не особо приятное зрелище, особенно когда это тянется вдоль дороги сотни метров.

И тут я вспомнил, что ещё не звонил в гостиницу. В первой гостинице мест не оказалось. Во второй тоже. Жена спросила – взял ли я хотя бы спальники? Забыл..
Оставалась надежда на какой-то комплекс (мотель + кафе + заправка), который должен был находиться за пару километров до Бакчара.  Но и тут не повезло, из всего перечисленного функционировала только АЗС. Возле закрытой гостиницы стояло несколько автомобилей с флагами и подвыпившими людьми в форме, отмечавшими День ВДВ. 
Спросил у заправщицы – как заправиться до полного бака?
Ответила равнодушно  - Лейте, сколько надо.
- А деньги?
- Потом деньги отдадите, сколько надо.
Первый раз такое, всё на доверии.
Пока заправлялся, ВДВ-шники уехали, при этом забыли одного своего коллегу. Тот подошел и, интеллигентно матюкаясь, попросил подбросить его до Бакчара. Ну не бросать же человека, взяли, но с условием, что покажет как проехать до гостиницы. По дороге он усиленно интересовался – зачем мы приехали в Бакчар?  Ответы типа «путешествуем» и «мир посмотреть» его совершенно не убедили: «Вы всё врёти, сюда просто так и по своей воле не ездят..»
Выходя у гостинице, он вселил в мою душу небольшую надежду фразой о том, что слаб человек, и администратор этой гостиницы тоже. Посему можно попробовать порешать вопросы с ним используя финансовые рычаги.
Всё оказалось ещё проще.
- Здрасти, нам бы переночевать.
- Это вы звонили по поводу двухместного номера?
- Да
- Нету
- А как быть?
- Есть одноместный.
- Туда можно поставить раскладушку или просто матрас?
- Конечно.
- Тогда какого чёрта?
- Ну вы же спрашивали двухместный номер. Кстати, квитанции вам нужны?
- Нет, но тогда дайте скидку на пиво.
- Хорошего человека сразу видно. Вот вам ключ, сейчас принесу всё необходимое.

Большая часть гостиничных номеров сдавалась различным организациям Наш номер располагался между БТИ и нотариусом, напротив страховой компании.
Весь вечер над посёлком с треском летал какой-то мото-парашютист, с флагами России и ВДВ. Ночью десантники устроили небольшую войнушку, от из взрывпакетов сработала сигнализация машины.

03 августа. После утреннего чая уехали по-английски – администратора обнаружить не удалось.

Наконец-то Галя нашла себе реку :)

Через 30 км закончился асфальт.

Перед Высоким Яром свернули с трассы. Тоже щебёнка, но хуже.

На повороте на Кедровый остановил встречного УАЗика, узнать про дорогу. Тот выехал из Кедрового рано, до грейдеров, поэтому ответил немного уклончиво: «Грейдера работают. Наверно пройдёте.»

Ну вот примерно так выглядит дорога, грейдерованная и укатанная с одной стороны. На другую сторону не хватает, наверное, сил и времени.

Укатанная она грузовиками и УАЗиками, поэтому и на ней легко можно без глушителя остаться. В местах, где были особо глубокие колеи, после грейдеров остаются  извилистые в плане плоские полосы, пространство между которыми засыпано окаменевшей засохшей глиной. По этим полосам и надо ехать, пытаясь не пропустить меж колёс «нежданчика» в виде большого камня. Плохо, если навстречу кто-то едет, обычно приходится перебираться на другие полосы.

Даже трёх дней тепла недостаточно, чтобы всё просохло. Часто встречаются такие места с сырой глиной, где колея выше моего клиренса. Приходится останавливаться, изучать  возможности и траекторию проезда.
Есть и места с вполне приличной гравийкой, есть места засыпанные крупными булыжниками. Несколько километров было из куч рыхлого песка.

Тоже интересный участок – 12 км по болоту, выложенный бетонными плитами. Плиты не очень большие по размеру, местами поразъехались и провалились, но ехать потихоньку можно. Дорога узкая и без обочин, практически сразу болото начинается. Ехал и думал – как же здесь два Камаза разъедутся?  

Кто-то застелил кусок дороги обрезками с лесопилки.

Так, преодолевая на первой передаче такие ловушки из сырой глины, примерно за 4 часа проехали 150 км и прибыли в Кедровый. Не смотря на работающий кондиционер, футболка у меня мокрой стала :)

Слава Богу, добрались!  Устроились в единственную гостиницу (весьма паршивую, кстати),  и я отправился активировать TO-07, а жена – изучать город.

Дома успел рассмотреть – весь город находится в квадрате MO97SN,  в этом же квадрате находятся два вертодрома:  Кедровый (Промзона) HEK0 (в черте города) и Кедровый (РТК) UNCT (за околицей).

Здесь совершенно не надо искать вертодромы, наоборот, эта табличка указывает на HEK0.

Молодой начальник вертодрома, катавшийся на малюсеньком тракторе-погрузчике, не имел ничего против моей стоянки снаружи у забора. Тогда я стал поблизости от самого большого в мире вертолёта МИ-26Т.  Символичненько получилось – два таких гиганта рядом :))
Первую связь провёл в 06:08 UTC c I2AOX. Хотел позвонить кому-нибудь, попросить проспотить, но разрядился телефон. Сколько раз собирался купить зарядник в машину, да всё что-то мешало :(   Пришлось надеяться на то, что кто-нибудь да бросит спот. И правда, вскоре начался зов, пришлось даже слушать выше.
В 7:00 UTC прервался на обед, т.к. только к этому времени в кафе обещали что-нибудь приготовить.
За час жена успела обойти с фотоаппаратом весь город :)  В нём всего 2 с половиной тысячи жителей и два микрорайона.


В 1 микрорайоне в большинстве вот такие двухэтажные деревянные дома. Когда-то они выглядели, наверное, хорошо, но сейчас – не очень.

Есть почти бездействующий клуб (оказывает услуги по организации свадеб, торжеств и различных мероприятий), возле которого для детей установлена такая вот качалка. Детей, кстати, здесь неожиданно много, полно молодых беременных женщин и с колясками.

Медведи деревянные, 3 штуки.

Во втором микрорайоне дома 5- и 6- этажные.  Магазины, за редким исключением, в подъездах размещаются., т.е практически в каждом доме по нескольку магазинчиков.

Церковь ещё строится, но уже функционирует.

В этом городе вообще нет частных домом, только многоквартирные. Тут даже скворечники на несколько семей.

А ещё здесь нет стоянок для автомобилей и все они, в т.ч. грузовые, возле домов стоят на газонах и детских площадках.  Здесь и улиц нету, только узкие подъезды к домам. Одна бетонная дорога, проходящая через город, делит его на жилую часть и промзону, вторая, идущая поперёк, на 1 и 2 микрорайоны.
Купив зарядник в машину для телефона (в два раза дороже чем дома), отправился работать далее. В 08:11 UTC провёл связь с UA3GX и без перерыва работал до 14:12, закончив вечер связью с HA5KY. Ажиотаж уже прошёл, всех знакомых, кто ещё не сработал, обзвонил. UI8U был на работе на сутках, попросил появиться утром.

Вечером, возвращаясь в гостиницу, встретил колонну тяжело груженых длинномеров, направляющихся в промзону.  Как-то неприятно на душе стало - во что они там дорогу превратили? Завтра в обед надо смываться, в субботу по прогнозам дожди начнутся.

04 августа. С утра выехал на опробованное место к HEK0. Я был не вполне честен, когда передавал код вертодрома, просто мне показалось, что UNCT звучит приятнее чем HEK0, а в остальном никакой разницы и ещё один сюрприз для охотников за RAFA.
За ночь большой вертолёт куда-то исчез. Зато у вертодрома стоит автобус и много разных машин.  В 02:06 UTC начал на 40 м связью с RU9CZ.

Неожиданно раздался громкий звук вертолёта, вот он выплывает из-за леса и пролетает почти над головой.

Решив заснять его посадку, я не ожидал, что через пару секунд буду обсыпанным песком с ног до головы.   Из вертолёта вышли люди с вещами, расселись по автобусам и машинам и разъехались по домам.

Вертолёт постоял немного, развернулся и улетел. Теперь я снимал его не выходя из машины :)

Темп на 40 метрах был не особо великим, многие просто дублировали связи на этом диапазоне, а на 20 м прохождение ещё толком не открылось. Оставалось работать всего пару часов и я решил переехать к UNCT, а поскольку он за городом, то это уже будет тоже достаточно редкий район TO-20.

В очередной раз обнаружил, что никто из причастных лиц не имеет понятия – что означает UNCT. Все площадки известны здесь только под именами: Кедровый РТК, Кедровый Промзона и т.д.

Ожидалось скорое прибытие вертолёта с грузом, поэтому остановиться на въезде мне не разрешили. Пришлось встать на обочине. В 03:11 UTC провёл первое QSO с R7LV

Вот и вертолёт с грузом на подвеске.  В 04:01 закончил работу связью с RO4S, пора собираться в обратную дорогу.
Обратная дорога в Бакчар особо не запомнилась, за исключением пары моментов. Увидев встречный нагруженный тягач, я перебрался на правую обочину, уступив ему его законную сторону. Но тот, никуда не сворачивая, прополз прямо по середине дороги, по её не грейдерованной части. Может так они вину свою заглаживают? :)

И ещё – где то между Кёнгой и Парбигом увидел впереди стоящий поперёк дороги грейдер. Тот распланировал большой участок сыроватой глины, от обочины до обочины и длиной около 100 метров. Остановился, вышел посмотреть, проехать сложно будет. Грейдерист на другой стороне, увидев моё замешательство, развернулся, опустил нож и проделал мне проход в этой массе глины.  Вот что значит – дуракам и новичкам везёт :)

По пути сфотографировал вертодром Панычево, HEK8

Здесь они вместо автобусных остановок. Приезжают люди на машинах, оставляют их на стоянке и улетают на работу. Потом обратно.

В гостинице в Бакчаре нас встретили как старых знакомых, предложили 2-х местный номер.  Перекусили в кафешке, заодно немного прогулялись по посёлку. В планах ещё было активировать местный аэродром.

UNTB. Встал у въезда на поле. Мимо закрытого шлагбаума накатана колея, но выезжать на поле действующего аэропорта не стал. Хотя местные люди на мопедах и велосипедах на этот знак внимания не обращали.

Прохождение было на удивление хорошим. В 10:42 UTC провёл первую связь с RA9MX, темп доходил до 4-х QSO в минуту, для меня это очень хороший результат :)   В 12:12 UTC провёл заключительную связь из TO-12 c UR3LL.

Ночью долго гремел гром, ну очень вовремя мы смылись из Кедрового:)

5 августа. Всё, домой едем.


Ещё одна вертолётная «автобусная» остановка - Бакчар 2-й км, HEK7

Александр, UI8U, попросил сделать остановку в TO-01, это был последний для него район в Томской области. Однажды, пару лет назад, я был здесь и мы с ним пытались провести QSO, но время было неудачное, связь не удалась.

Свернул на берег Томи, неподалёку от моста, здесь есть кусочек TO-01.

Пока я 20 минут работал, жена фотографировала, погуляла, затем произвела очистку примерно 50 метров берега реки от мусора, который натаскали сюда отдыхавшие томичи. Активации по программе RDA могут быть весьма полезными обществу :)

Что в итоге?
Отсутствовали дома ровно трое суток. За это время проехали 1350 км, треть из которых не самого лучшего качества. Активировал 1 (один) новый для себя район и три аэродрома (вот такая экономика получается). Под машину ещё не заглядывал, надеюсь там всё на месте. Ещё одним белым пятном в автозачёте стало меньше, к тому же поставлена эффектная точка в заявке на 300 активированных районов :)  Роман заявку принял, надеюсь вскоре получить очередной вкладыш.

Всем спасибо за зов и споты, и, традиционно, до встречи ещё откуда-нибудь!

73, UA9UAX




5 комментариев:

  1. Не ехидничай, сам виноват :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересный и увлекательный рассказ Олег!
    Я всегда считал, что активаторы - удивительные люди, респект и уважение! :-))
    Со своим сетапом ни на что не рассчитывал, сидел, наблюдал за чужим счастьем - и вдруг отчетливо и громко "выплыл" сигнал UA9UAX - есть QSO и редчайший район. А на след.день подарком еще и new one TO-12.
    Спасибо, успехов и удачи!!
    Владислав UY2ZZ

    ОтветитьУдалить
  3. Олег А. МОЛОДЕЦ, что еще могу сказать!

    ОтветитьУдалить
  4. Отличный рассказ, спасибо!

    ОтветитьУдалить

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)