Планы активации г. Кедровый, TO-07, вынашивались ну очень долго. Если до всех
районов Томской области так или иначе можно добраться, то TO-07 выглядел просто неприступным.
Расстояние от Томска до Бакчара 220 км . От Бакчара до
Парбига почти 100 км , из которых 30 км асфальта, а остальное –
щебёнка и плохая щебёнка. От Парбига до
Кедрового ещё почти 150 км
по болотам и тайге. Официально этот последний кусок - зимник, зимой, когда болото замерзает, можно
доехать без проблем (если не случится снегопад или метель). Денег на
строительство дороги нет, но жить людям как-то надо, поэтому дорожники пытаются поддерживать это безобразие
в мало-мальски проезжем состоянии.
Информацию о состоянии дороги собирал по разным каналам.
Местные извозчики на УАЗах обещали за деньги перевести в любой день, при любой
погоде. Но, во-первых, денег нет лишних, и, во-вторых, откуда работать, если не
будет RDA-мобиля?
Пообщался с радиолюбителем из НСО, у которого есть дизельный
4WD вэн. Но когда узнал сколько солярки надо и общую стоимость, то этот вариант
тоже отпал.
Сергей, RA9MX, нашел какой-то выход на нефтяников. Они
пообещали зимой вертолётом забросить на север Томской области, оттуда санным
поездом в Кедровый. Обещали даже выделить отдельный балок :) Но такое приключение тоже на любителя…
Спектр комментариев от обычных жителей был весьма широк: «Я,
девочка, на королле каждое лето к родителям езжу»; «однажды встрял, пришлось
бросить машину в Парбиге, забрал через месяц»; «от Бакчара до Кедрового 6 часов
езды, но может получиться и 12 часов, и больше, всё зависит от погоды»
Тогда я решил обратиться к профессионалам (не знаю, почему
сразу этого не сделал) – в Бакчарское ДРСУ. По телефону мне объяснили –
проехать летом на обычном легковом автомобиле можно, но для этого должна 3-4
дня простоять сухая ветреная погода и после этого должны пройти грейдеры.
Главная проблема – глинистые участки. По мокрой глине, не смотря на запреты,
ездят тягачи, которые умудряются набивать колеи до метра глубиной. Многое уже
сделано, и таких ужасов, как раньше, уже нет. Но глины всё ещё не меньше половины
от длины дороги.
-----------------
В июне позвонил RA9MX, сказал,
что засиделся дома. Предложил ему разработать план совместной поездки по Омской
области. Через несколько дней предварительный план был готов. С 1 августа у
меня выпадал недельный отдых, установилась жара и я надеялся как-то совместить
наши планы. Но утром среды 2 августа Сергей сообщил, что из-за проблем на
работе выехать он сможет не раньше воскресенья :(
Я разозлился, мягко
выражаясь. На этот момент мне, как активатору, Роман зачёл 276 районов + у меня
уже было дополнительно активировано 23 района. До 300 не хватало одного района,
и я надеялся на эту поездку.
Жена болтала на кухне с заглянувшей соседкой, я размышлял
над ситуацией. На глаза попалась стопка листков с телефонами Кедрового и
Бакчара- гостиницы, администрация, дорожники и т.д. На первый звонок в ДРСУ не ответили, стал звонить в Кедровый. ВСЕ телефоны не
отвечали, абсолютно все. Даже пожарники и милиция. Я понял – дорога наладилась
и все уехали оттуда… :))
Наконец ответили дорожники. На вопрос о состоянии дороги
последовал задумчивый ответ: «Ну… три дня дождей не было.. До субботы в прогнозе дождей тоже нет… я
думаю… наверное, можно будет проехать»
Дальше события развивались стремительно. Время было
послеобеденное, до Кедрового уже не доехать, а вот до Бакчара и там
переночевать – вполне достаточно времени. Зашел на кухню и спросил у жены – не
желает ли она побывать в самом маленьком городе Сибири?
- Когда ехать?
- Прямо сейчас.
Соседка была отправлена домой, я пошел в гараж за машиной
(гараж у меня во дворе дома). Через 15 минут, когда я вернулся в квартиру, жена
уже собрала сумки :) Побросали вещи в
машину и тронулись в путь.
2 августа в 18:00 мы уже въехали в Бакчарский район.
Берёзы плохо переносят заболачивание. Они либо помирают на
корню,
либо просто падают. Не особо приятное зрелище, особенно
когда это тянется вдоль дороги сотни метров.
И тут я вспомнил, что ещё не звонил в гостиницу. В первой
гостинице мест не оказалось. Во второй тоже. Жена спросила – взял ли я хотя бы
спальники? Забыл..
Оставалась надежда на какой-то комплекс (мотель + кафе +
заправка), который должен был находиться за пару километров до Бакчара. Но и тут не повезло, из всего перечисленного
функционировала только АЗС. Возле закрытой гостиницы стояло несколько
автомобилей с флагами и подвыпившими людьми в форме, отмечавшими День ВДВ.
Спросил у заправщицы – как заправиться до полного бака?
Ответила равнодушно -
Лейте, сколько надо.
- А деньги?
- Потом деньги отдадите, сколько надо.
Первый раз такое, всё на доверии.
Пока заправлялся, ВДВ-шники уехали, при этом забыли одного
своего коллегу. Тот подошел и, интеллигентно матюкаясь, попросил подбросить его
до Бакчара. Ну не бросать же человека, взяли, но с условием, что покажет как
проехать до гостиницы. По дороге он усиленно интересовался – зачем мы приехали
в Бакчар? Ответы типа «путешествуем» и
«мир посмотреть» его совершенно не убедили: «Вы всё врёти, сюда просто так и по
своей воле не ездят..»
Выходя у гостинице, он вселил в мою душу небольшую надежду
фразой о том, что слаб человек, и администратор этой гостиницы тоже. Посему
можно попробовать порешать вопросы с ним используя финансовые рычаги.
Всё оказалось ещё проще.
- Здрасти, нам бы переночевать.
- Это вы звонили по поводу двухместного номера?
- Да
- Нету
- А как быть?
- Есть одноместный.
- Туда можно поставить раскладушку или просто матрас?
- Конечно.
- Тогда какого чёрта?
- Ну вы же спрашивали двухместный номер. Кстати, квитанции
вам нужны?
- Нет, но тогда дайте скидку на пиво.
- Хорошего человека сразу видно. Вот вам ключ, сейчас
принесу всё необходимое.
Большая часть гостиничных номеров сдавалась различным
организациям Наш номер располагался между БТИ и нотариусом, напротив страховой
компании.
Весь вечер над посёлком с треском летал какой-то
мото-парашютист, с флагами России и ВДВ. Ночью десантники устроили небольшую
войнушку, от из взрывпакетов сработала сигнализация машины.
03 августа. После утреннего чая уехали по-английски –
администратора обнаружить не удалось.
Наконец-то Галя нашла себе реку :)
Через 30 км
закончился асфальт.
Перед Высоким Яром свернули с трассы. Тоже щебёнка, но хуже.
На повороте на Кедровый остановил встречного УАЗика, узнать
про дорогу. Тот выехал из Кедрового рано, до грейдеров, поэтому ответил немного
уклончиво: «Грейдера работают. Наверно пройдёте.»
Ну вот примерно так выглядит дорога, грейдерованная и
укатанная с одной стороны. На другую сторону не хватает, наверное, сил и времени.
Укатанная она грузовиками и УАЗиками, поэтому и на ней легко
можно без глушителя остаться. В местах, где были особо глубокие колеи, после
грейдеров остаются извилистые в плане
плоские полосы, пространство между которыми засыпано окаменевшей засохшей
глиной. По этим полосам и надо ехать, пытаясь не пропустить меж колёс
«нежданчика» в виде большого камня. Плохо, если навстречу кто-то едет, обычно
приходится перебираться на другие полосы.
Даже трёх дней тепла недостаточно, чтобы всё просохло. Часто
встречаются такие места с сырой глиной, где колея выше моего клиренса.
Приходится останавливаться, изучать
возможности и траекторию проезда.
Есть и места с вполне приличной гравийкой, есть места
засыпанные крупными булыжниками. Несколько километров было из куч рыхлого
песка.
Тоже интересный участок – 12 км по болоту, выложенный
бетонными плитами. Плиты не очень большие по размеру, местами поразъехались и
провалились, но ехать потихоньку можно. Дорога узкая и без обочин, практически
сразу болото начинается. Ехал и думал – как же здесь два Камаза разъедутся?
Кто-то застелил кусок дороги обрезками с лесопилки.
Так, преодолевая на первой передаче такие ловушки из сырой
глины, примерно за 4 часа проехали 150 км и прибыли в Кедровый. Не смотря на работающий
кондиционер, футболка у меня мокрой стала :)
Слава Богу, добрались! Устроились в единственную гостиницу (весьма паршивую,
кстати), и я отправился активировать TO-07, а жена – изучать город.
Дома успел рассмотреть – весь город находится в квадрате
MO97SN, в этом же квадрате находятся два
вертодрома: Кедровый (Промзона) HEK0 (в
черте города) и Кедровый (РТК) UNCT (за околицей).
Здесь совершенно не надо искать вертодромы, наоборот, эта
табличка указывает на HEK0.
Молодой начальник вертодрома, катавшийся на малюсеньком
тракторе-погрузчике, не имел ничего против моей стоянки снаружи у забора. Тогда
я стал поблизости от самого большого в мире вертолёта МИ-26Т. Символичненько получилось – два таких гиганта
рядом :))
Первую связь провёл в 06:08 UTC c I2AOX. Хотел позвонить кому-нибудь,
попросить проспотить, но разрядился телефон. Сколько раз собирался купить
зарядник в машину, да всё что-то мешало :(
Пришлось надеяться на то, что кто-нибудь да бросит спот. И правда,
вскоре начался зов, пришлось даже слушать выше.
В 7:00 UTC
прервался на обед, т.к. только к этому времени в кафе обещали что-нибудь
приготовить.
За час жена успела обойти с фотоаппаратом весь город :) В нём всего 2 с половиной тысячи жителей и
два микрорайона.
В 1 микрорайоне в большинстве вот такие двухэтажные
деревянные дома. Когда-то они выглядели, наверное, хорошо, но сейчас – не
очень.
Есть почти бездействующий клуб (оказывает услуги по
организации свадеб, торжеств и различных мероприятий), возле которого для детей
установлена такая вот качалка. Детей, кстати, здесь неожиданно много, полно
молодых беременных женщин и с колясками.
Медведи деревянные, 3 штуки.
Во втором микрорайоне дома 5- и 6- этажные. Магазины, за редким исключением, в подъездах
размещаются., т.е практически в каждом доме по нескольку магазинчиков.
Церковь ещё строится, но уже функционирует.
В этом городе вообще нет частных домом, только
многоквартирные. Тут даже скворечники на несколько семей.
А ещё здесь нет стоянок для автомобилей и все они, в т.ч.
грузовые, возле домов стоят на газонах и детских площадках. Здесь и улиц нету, только узкие подъезды к домам.
Одна бетонная дорога, проходящая через город, делит его на жилую часть и промзону,
вторая, идущая поперёк, на 1 и 2 микрорайоны.
Купив зарядник в машину для телефона (в два раза дороже чем
дома), отправился работать далее. В 08:11 UTC провёл связь с UA3GX и без перерыва работал до 14:12,
закончив вечер связью с HA5KY. Ажиотаж уже прошёл, всех знакомых, кто ещё не
сработал, обзвонил. UI8U был
на работе на сутках, попросил появиться утром.
Вечером, возвращаясь в гостиницу, встретил колонну тяжело
груженых длинномеров, направляющихся в промзону. Как-то неприятно на душе стало - во что они
там дорогу превратили? Завтра в обед надо смываться, в субботу по прогнозам
дожди начнутся.
04 августа. С утра выехал на опробованное место к HEK0. Я
был не вполне честен, когда передавал код вертодрома, просто мне показалось,
что UNCT звучит приятнее чем HEK0, а в остальном никакой разницы и ещё один
сюрприз для охотников за RAFA.
За ночь большой вертолёт куда-то исчез. Зато у вертодрома
стоит автобус и много разных машин. В
02:06 UTC начал на 40 м связью с RU9CZ.
Неожиданно раздался громкий звук вертолёта, вот он выплывает
из-за леса и пролетает почти над головой.
Решив заснять его посадку, я не ожидал, что через пару
секунд буду обсыпанным песком с ног до головы. Из вертолёта вышли люди с вещами, расселись по автобусам и
машинам и разъехались по домам.
Вертолёт постоял немного, развернулся и улетел. Теперь я
снимал его не выходя из машины :)
Темп на 40
метрах был не особо великим, многие просто дублировали
связи на этом диапазоне, а на 20
м прохождение ещё толком не открылось. Оставалось
работать всего пару часов и я решил переехать к UNCT, а поскольку он за
городом, то это уже будет тоже достаточно редкий район TO-20.
В очередной раз обнаружил, что никто из причастных лиц не
имеет понятия – что означает UNCT. Все площадки известны здесь только под
именами: Кедровый РТК, Кедровый Промзона и т.д.
Ожидалось скорое прибытие вертолёта с грузом, поэтому
остановиться на въезде мне не разрешили. Пришлось встать на обочине. В 03:11 UTC провёл
первое QSO с R7LV
Вот и вертолёт с грузом на подвеске. В 04:01 закончил работу связью с RO4S, пора собираться в
обратную дорогу.
Обратная дорога в Бакчар особо не запомнилась, за
исключением пары моментов. Увидев встречный нагруженный тягач, я перебрался на
правую обочину, уступив ему его законную сторону. Но тот, никуда не сворачивая,
прополз прямо по середине дороги, по её не грейдерованной части. Может так они
вину свою заглаживают? :)
И ещё – где то между Кёнгой и Парбигом увидел впереди
стоящий поперёк дороги грейдер. Тот распланировал большой участок сыроватой
глины, от обочины до обочины и длиной около 100 метров . Остановился,
вышел посмотреть, проехать сложно будет. Грейдерист на другой стороне, увидев
моё замешательство, развернулся, опустил нож и проделал мне проход в этой массе
глины. Вот что значит – дуракам и
новичкам везёт :)
По пути сфотографировал вертодром Панычево, HEK8
Здесь они вместо автобусных
остановок. Приезжают люди на машинах, оставляют их на стоянке и улетают на
работу. Потом обратно.
В гостинице в Бакчаре нас встретили как старых знакомых,
предложили 2-х местный номер. Перекусили
в кафешке, заодно немного прогулялись по посёлку. В планах ещё было активировать местный аэродром.
UNTB.
Встал у въезда на поле. Мимо закрытого шлагбаума накатана колея, но выезжать на
поле действующего аэропорта не стал. Хотя местные люди на мопедах и велосипедах на этот
знак внимания не обращали.
Прохождение было на удивление хорошим. В 10:42 UTC провёл
первую связь с RA9MX, темп доходил до 4-х QSO в минуту, для меня это очень
хороший результат :) В 12:12 UTC провёл заключительную связь из TO-12 c UR3LL.
Ночью долго гремел гром, ну очень вовремя мы смылись из
Кедрового:)
5 августа. Всё, домой едем.
Ещё одна вертолётная «автобусная»
остановка - Бакчар 2-й км, HEK7
Александр, UI8U, попросил
сделать остановку в TO-01, это был последний для него район в Томской области.
Однажды, пару лет назад, я был здесь и мы с ним пытались провести QSO, но время
было неудачное, связь не удалась.
Свернул на берег Томи,
неподалёку от моста, здесь есть кусочек TO-01.
Пока я 20 минут работал, жена
фотографировала, погуляла, затем произвела очистку примерно 50 метров берега реки от
мусора, который натаскали сюда отдыхавшие томичи. Активации по программе RDA
могут быть весьма полезными обществу :)
Что в итоге?
Отсутствовали дома ровно трое
суток. За это время проехали 1350
км , треть из которых не самого лучшего качества.
Активировал 1 (один) новый для себя район и три аэродрома (вот такая экономика
получается). Под машину ещё не заглядывал, надеюсь там всё на месте. Ещё одним
белым пятном в автозачёте стало меньше, к тому же поставлена эффектная точка в
заявке на 300 активированных районов :)
Роман заявку принял, надеюсь вскоре получить очередной вкладыш.
Всем спасибо за зов и споты,
и, традиционно, до встречи ещё откуда-нибудь!
73, UA9UAX
СЛАВА ГЕРОЯМ!!!!!
ОтветитьУдалитьНе ехидничай, сам виноват :)
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный и увлекательный рассказ Олег!
ОтветитьУдалитьЯ всегда считал, что активаторы - удивительные люди, респект и уважение! :-))
Со своим сетапом ни на что не рассчитывал, сидел, наблюдал за чужим счастьем - и вдруг отчетливо и громко "выплыл" сигнал UA9UAX - есть QSO и редчайший район. А на след.день подарком еще и new one TO-12.
Спасибо, успехов и удачи!!
Владислав UY2ZZ
Олег А. МОЛОДЕЦ, что еще могу сказать!
ОтветитьУдалитьОтличный рассказ, спасибо!
ОтветитьУдалить