26 марта 2017

Lightning strike fries ham antenna in Elyria

Несколько лет тому назад перевёл и опубликовал в местном рефлекторе заметку из американской газеты The Chronicle-Telegram:

Первый описанный случай попадания молнии в радиолюбительскую антенну произошёл в 1922 г. Тогда это привело к пожару. В этот раз обошлось без пожара. Гроза, которая началась в полдень понедельника, оставила свой отпечаток на доме по адресу West 11th Street, Элирия, штат Огайо.
The Chronicle-Telegram пишет:
 http://chronicle.northcoastnow.com/2011/07/12/lightning-strike-fries-ham-antenna-in-elyria/
Официальные лица говорят, что молния ударила в радиолюбительскую антенну и по ней ушла в дом. Домовладелец Michelle Cook, которая прибыла вскоре после инцидента, сказала, что дом вроде в порядке. "Похоже, сгорели предохранители, но в любом случае сначала всё должен осмотреть электрик".

Сосед Rick Tenochok во времы удара молнии находился в столовой. "Была огромная вспышка и оглушительный хлопок," сказал он. "Весь двор затянуло дымом, поэтому я сказал жене, чтобы она позвонила 911".

На фотографии по ссылке Keith Cook, KD8GXL, держит то, что осталось от его антенны. Удар молнии разбросал обломки стеклопластика вокруг его дома. По крайней мере в двух соседских домах вышли из стоя электроприборы.
===============
На следующий день пришло письмо от Юрия Бачерикова, R9UC, в котором он описывает свой интересный опыт встречи с шаровой молнией:


Страшная сила в молнии, мне довелось это на собственной "шкуре" испытать.

Произошло это в далеком 1975 году. Я в то время работал на БАМе, жил с семьёй в пос. Аносовский , 84км трассы Бам - Тында. Стоял жаркий июльский день, были выходные дни (10-15 июля), на небе ни облачка.
Мой сосед по бараку, Николай Чубыкин, прикупил в подарок жене японский автоматический зонтик фирмы "Три слона". Сосед шел домой и периодически нажимал на кнопку зонта, при этом чудо японской техники само раскрывалось и складывалось.
Неожиданно он услышал какой то странный шум над головой, поднял голову и
увидел, что по "электрическим" проводам, обходя столбы, катится шаровая молния. Николай инстинктивно нажал на кнопку открывания зонта и присел, спрятавшись под зонт и наблюдая, что будет происходить дальше.
Шаровая молния докатилась до последнего столба напротив нашего барака, сделала паузу и разделилась на две части. Один шар улетел в тайгу, другой на мою антенну VS1AA “Американка”, подвешенную на двух деревянных мачтах высотой около двенадцати метров (всем поселком поднимали), докатился до снижения, секунду подумал и рванул по снижению в барак. Провод снижения был заведен в помещение рядом с форточкой и там молния рванула. Местное время было 13:00, я как всегда в это время укладывал старшего сына Владимира спать. Было ему в то время 3 года, дочери был месяц и она спала, завернутая в пеленки на диване, на противоположной стороне от окна. Пацан капризничал, не хотел спать, я стоял спиной к окнам.
Когда шаровая молния рванула, меня отбросило на пол к дивану, я даже не успел испугаться и понять в чем дело. Все стёкла из двух окон вылетели в комнату, загорелась крыша фанерного барака и простенок между квартирами. Горели шторы на окнах, в комнате стоял плотный зелёный дым, по всей комнате были маленькие очаги пожара. Раздумывать, что случилось, было некогда, барак сгорает за 20 минут. Первыми делом я схватил дочь и вынес её на улицу, она даже не проснулась, жена уже была на улице и держалась за ухо, её выбросило на улицу из кухни, при этом ей чем-то досталось.
Я бросился в дом за сыном, он был очень сильно напуган. Завернул его в то, что попалось под руки и выскочил на улицу.
Прибежал пьяной Иван (фамилию не помню), сосед с параллельной улицы, в одних трусах, босиком залетает в комнату, полную битого стекла, и начал вытаскивать вещи, а я на него матом - надо спасать барак (нас жило в нём шесть семей). Я каким-то чудом выдернул у его из под ног палас со стеклами и вытащил его на улицу. Как ни странно, у соседа не осталось ни одного пореза.
Понабежало море мужиков. Кто на крышу, кто давай выламывать щит между квартирами, кто ведрами из бочек водой поливал стены и крышу барака. Барак отстояли, щит выломали, крышу потушили, ущерб от пожара был не большой.
В то время, когда я вытаскивал палас, на улицу вылетает мой сосед, Владимир Тимофеев и кричит мне: “Вырубай пробки!” Я тупо побежал выполнять его команду. Поскольку в нашей мехколонне были свои генераторы, то счетчиков не было, а были только пробки, я
подлетаю - а их нету, торчат только два чистых провода и никаких следов присутствия пробок и карболитового крепления.

Последствия: пока шаровая молния катилась по проводам - дизель-электростанция работала. Как только шаровая молния рванула - дизель здох и силовой щит разлетелся в пух и прах. В то время на дежурстве был дизелист Евгений, он сидел спиной к силовому щиту. По его словам, когда силовой щит рванул, он перелетел через стол и ничего не понял, что произошло.
Провод снижения от антенны до форточки остался целый. Все стекла из двух окон повылетали в комнату, уцелело только стекло форточки и оно прибрело красно-малиновый цвет, я его очень долго хранил, пока случайно не разбил.
Провод снижения антенны, идущий от форточки по комнате на кухню, разлетелся на мелкие кусочки по всей комнате, почему и возникли очаги возгорания. На кухне у меня был свой уголок или как сейчас говорят "шек".  У меня тогда еще не было позывного, но был приемник УС-9, который я привез из Симферополя, с растянутыми до 20 метров диапазонами. Когда я его включил после всех событий, то он не работал. Я его вскрыл, и моему удивлению не было предела. Он был пустой, внутри была маленькая кучка какого-то пепла, все стенки корпуса были чистыми, без следов копоти, а всё содержимое просто испарилось.
Электропроводка по квартире осталась целой, испарились розетки и выключатели. Лампочки остались целыми снаружи, пустыми внутри, и красно-малинового цвета.

От встряски со стен барака поотлетала штукатура.
Мне и моим соседям очень сильно повезло, были выходные дни и все
мужики после вахты были по домам. В будние дни все мужики работали на трассе, за всех мужиков оставался д. Вася водовоз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Извините, в связи с огромным количеством спама, все ваши комментарии могут появляться с небольшой задержкой.
Буду рад, если вы не забудете подписаться под своим комментарием :)